Category: искусство

Dell'arte в масках - 1

Комедия дель арте (commedia dell'arte) - знаменитый на весь мир итальянский народный театр XVI-XVIII веков, в основе которого лежат постоянные характеры персонажей, они же маски. Это постоянство давало актерам преимущество не париться над "характером роли" и прочей "станиславской лябудой", а также, что было весьма важно, не учить длинные тексты - поведение в типичных ситуациях, манера держаться, даже речевые особенности задавались рамками маски, и работа актера сводилась лишь к блестящим (ну, у кого чем было блестеть) импровизациям, шутко-трюкам и следованию основным перипетиям нехитрого сюжета, который прописывался обычно в виде конспекта (для тех, кто за годы фиглярства еще не выучил все эти сюжеты наизусть). И еще одна важная черта - поскольку весь, без исключения, репертуар дель'арте был комическим, для развлечения почтеннейшей публики, то и маски представляли из себя утрированые шаржи, карикатуры, комические типы, подхватывавшие те или иные реальные черты, обычно отличавшие уроженцев разнообразных местностей Италии.


Персонажи ателланы на древнеримской мозаике

Collapse )

Этот день в истЕрии - 20 февраля

20 февраля 1818 года в Москве на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому работы скульптора Мартоса. Была большая толпа народу, все долго толкались, но в конце концов разошлись, и перед монументом остались стоять трое - господин средних лет со взором горящим и два бородатых мужика.

"Смотри, Михайлыч, в каки бабския труселя оне героев России обрядили!" - сказал один мужик другому.

"Не, бабам в таких страмотно, ноги голыя аж по коленки, тятьки поймают, да розгами за такия моды фряжские выпорют, как коз сидоровых!"

Collapse )



Якорный балет - 15

Между Молотом и кузеном

В том самом 165 году, когда правоверный иудей Мат[т]итьяху бен Иоханан убегал в горы партизанить, царь Антиох IV задумал повторить деяния славных предков - сходить на восток и приструнить опять распоясавшихся тамошних вассалов. Первыми под раздачу снова попали армяне (до них было ближе всех) - войско Епифана вторглось в во владения царька Арташеса I, побило его рати, схватило в плен и оккупировало страну. Арташес вынужден был снова признать себя вассалом Селевкидов и согласиться на размещение гарнизонов в своих крепостях. Всё это современная "армянская историческая школа" называет "после кровопролитной битвы область осталась в руках армян"...


Это - Арташес I в стиле "прекрасный исторический наив а-ля рюс"...

Collapse )

Читатель остался шандарахнут

Бывает, что книга разочаровывает — прочитал ее и понял, что «не-а». Бывает, что понимание это приходит не сразу, а со временем. Бывает и наоборот — с первых же страниц становится ясно, что кто-то тебя сильно обманул (кажется, это была твоя же интуиция?)... Но вот то, что случилось у меня с романом «живого классика американского абсурдизма, черного юмора и всякой всячины» Томаса Макгуэйна — такое бывает редко. 

Роман «Шандарахнутое пианино» стал жертвой «культурного небыдлизма» российских книжных псевдообозревателей. Они слизали с задней обложки аннотацию и настряпали «типа рецензий», блуждая, аки козлища привязанные, вокруг тех трех с половиной фактов, которые в ней (аннотации) еще и неверны.  Я понимаю, что любить «литературный авангард» любое «небыдло» обязано по определению, но почему никто блять! не умудрился книгу прочитать?

Collapse )

Искусство трындеть по-японски

Когда говорят, что не любят аниме, то сразу расписываются в том, что ничего о нем не знают - Пастернака не читал... Потому что "японские мультики" - не жанр, а просто способ передачи культурной информации, код, матрица (хотите еще умных слов?). В нем есть всё, что есть в "обычном кино", плюс еще огромная куча жанров и направлений, которые в "ОК" смотрелись бы просто глупо и нелепо. В общем, "не люблю аниме" - это как "не люблю плавать", или "секс", или "пиво", или "заойпала жизнь".

Collapse )



Читая Гофмана. Вып. 1

Первый том собрания сочинений начинается литературным дебютом Гофмана - "Фантазиями в манере Калло", вышедшими в 1814 году в 4-х частях. Во втором издании 1819 года автор разделил "Фантазии" на две части, так они теперь и печатаются. Сегодня - разговор о части первой.

Открывается сборник коротким вступлением "Жак Калло", где автор объясняет, что "странная манера" вошедших в цикл произведений "навеяна на него" гравюрами этого французского художника XVII века, "основоположившего" (в числе прочих) в европейском изобразительном искусстве жанр гротеска, фантасмагории и бурлеска. И в самом деле, каждый,увидевший офорты Калло, замечает "неповторимый стиль", повлиявший на многие произведения позднейшего искусства.

Collapse )


Мудрый человек зря не скажет

Великие поэты и художники чувствительны также и к порицанию, высказываемому низменными натурами. Они слишком охотно позволяют себя хвалить, носить на руках, баловать. Неужели вы думаете, что то же самое тщеславие, которое так часто овладевает вами, может гнездиться и в высоких умах? Однако всякое приветливое слово, всякое доброжелательное усилие заглушает внутренний голос, который беспрестанно твердит истинному художнику: "Как еще низок твой полет, как он еще скован силами земного! Скорее взмахни крыльями и вознесись к сияющим звездам!" И художник, побуждаемый этим голосом, часто блуждает во мраке и не может найти своей отчизны, пока приветный клич друзей не выведет его снова на правильный путь.

Э.Т.А. Гофман. Крейслериана.



Пушкин и Шишкин - 25 (и это всё)

Великий русский поэт Пушкин очень любил рисовать каракули на полях рукописей, и потому дружил с начинающим рисовальщиком Шишкиным, дальним родственником будущего известного художника. Сразу же после после похорон друга к художнику явился Дантес.

"Ну шьто, делО сделанО, пора платИт!" - заявил француз.

"Вот, как договаривались, - Шишкин передал ему конверт. - И не забудьте - этим же вечером Вас не должно быть в Петербурге".

Collapse )



Пушкин и Шишкин - 24

Великий русский поэт Пушкин очень любил рисовать каракули на полях рукописей, и потому дружил с начинающим рисовальщиком Шишкиным, дальним родственником будущего известного художника. Как-то раз стихотворец пришел к другу поделиться замыслом новой поэмы.

Collapse )