qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Шансон о жести - 19

Фейские дела (начало)

Следующая большая ветвь Жесты о Дооне де Майянсе сильно отличается и от предыдущих, и от всех шансон де жест вообще. Тут авторы поэм концентрируются не на подвигах и воспевании воинского героизма, а на магии, чудесах и странствиях, по сути торя дорогу в следующий жанр - рыцарский роман. Формально цикл о приключениях Гуона (ака Гюона, или же Юона) де Бордо не связан с приключениями детей Доона - Юон не назван его сыном. Но зато у него есть брат Жирар, который сильно похож на Жирара де Руссильона (который уже со всех сторон сын Доона), так что составители большой жесты взяли, да и включили эти фантастические истории в большой цикл, тем паче что главный герой занимается любимым делом "Доонидов" - конфликтует с Шарлеманем.



Ежели располагать все произведения цикла в строго хронологической последовательности, то начинать надо с поэмы "Оберон" - она хоть и написана явно позже основных частей жесты, но повествует о событиях, ставших к ним прологом. Начинается сюже с описания жизни "героического еврея" Иуды Маккавея (ака ЖюдЫ МакабЕ - это всё-таки французская поэма), и того, как он женится и становится отцом дочери... Брюнехальты (а чо, самое еврейское имя). Дальше - круче, Брюнехальту крадет волшебный олень, который учит девочку магии (а вы о чем подумали?). И вот уже идет по всему свету молва о самой умной и самой красивой девице на выданье.

Кому достанется рука такой невесты? Конечно же, римскому императору Цезарию. В этом счастливом браке рождается наследник... правильно, Юлий Цезарь (яврей! ну, вы же всегда догадывались...). Ему, понятное дело, когда вырастает, сватают пару не хуже - Морганту, сестру короля Артура (в голове у этого монаха, который сочинял всё сие, был абсолютно постмодернистский винегрет). И вот уже у Цезаря и Морганты рождаются два мальчика - Оберон и Георгий (хорошо еще, что сразу не святой). Старший болен странным недугом - в возрасте семи лет перестает расти и навсегда остается маленьким мальчиком (внешне). Зато он "умеет магие" и становится знатным волшебником.


Поскреби римлянина - найдешь еврея

Принцу Георгию же с горя остается только путешествовать по Палестинам, где он встречает... Иисуса (кого же еще?). А после смерти отца, Юлия Цезаря, Георгий становится следующим императором - у него с бородой и подмышками всё ок, и подданные охотно ему подчиняются. Зато Оберон раскрывает секрет бессмертия и сотни лет напролет живет вместе с бабушкой Брюнехальтой и мамой Морганой, занимяясь всякими волшебствами и становясь королем фей, феев и прочей магической нечисти. В один прекрасный день некий мерзкий великан крадет у него шлем (не простой, понятное дело), и Брюнехальта вангует, что в Бордо родился ребенок по имени Юон, который "великашке" за покражу жестоко отомстит...

Вот так изящно сюжет переходит к Юону, о жизни которого повествует следующая поэма "Гюон де Бордо". Рыцарь мирно живет у себя в Бордо до тех пор, пока некий Амори де Весмес на него за что-то злится и распускает слух, будто Юон готовит заговор супротив Шарлеманя. Император вызывает "подозрительное лицо" ко двору, но в пути коварный Весмес устраивает такую засаду, в которой погибает сын Шарлеманя (сколько его сыновей переубивали "Доониды" - ну просто ужасть). Юон во всем винит Амори, а тот переводит стрелку на бордосца, так что император назначает божий суд - противники рубятся, побеждает наш герой.


Один из эпизодов приключений Юона де Бордо

Но поскольку не соблюдено одно из условий ордалии - дать проигравшему покаяться в грехах перед смертью - Шарлемань "положил хулу" на Юона и сказал, что владений ему не вернет, пока тот не "слетает" в Вавилон, к тамошнему королю Годиссе. В Вавилоне надобно:

  • Нагло войти в покои короля, когда тот обедает;

  • Поцеловать три раза его дочь Эсклармонду у всех на виду;

  • Заставить короля признать себя вассалом императора;

  • В качестве доказательства привезти усы Годиссе и четыре его коренных зуба;

  • Сделать всё это одному, чтобы ни один христианин к востоку от Красного моря ему не помогал.

В общем, незавуалированно так император посылает нашего героя "на помереть". Де Бордо остается лишь подчиниться и отправиться в хадж паломничество, оставив вместо себя на родине брата Жирара. По дороге в Вавилон Юон встречает "того самого" великана и убивает его, завладев волшебным шлемом, после чего к нему является Оберно и в обмен на шапку дает волшебный рог - задудев в него, рыцарь сможет всегда призвать короля фей (и феев тоже) на помощь.

Такая интересная штука в путешествии зело полезна - несколько раз с ее помощью герой выпутывается из всяких передряг. Но в итоге Юон рог теряет и попадает в сарацинскую темницу. Тут на помощь приходит любовь - в него втрескивается Эсклармонда и помогает выполнить все идиотские условия Шарлеманя. После чего счастливые влюбленные возвращаются в Бордо. Но там уже творится форменное безобразие - император отдал все поместья Юона его брату Жирару, явно не рассчитывая на возвращение рыцаря. Разозлившийся бордосец врет Шарлеманю, что не выполнил его условий, а от наказания уворачивается с помощью Оберона (волшебный рог снова чудесно найден). Хэппи-энд...

Tags: Жестяные песни, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Жестяные песни” Tag

  • Шансон о жести - 20 (и это всё)

    Фейские дела (окончание) Продолжение похождений Юона де Бордо - поэма " Гуо н и Калисса". Хотя, судя по тому, что герой крутит шашни с…

  • Шансон о жести - 18

    Четверо на коне и проделки фей Следующим сыном Доона де Майянса, похождениям потомков которого посвящен отдельный цикл шансон де жест, стал Эмон де…

  • Шансон о жести - 17

    Сирена, олениха и герцогиня Парижа История нантейльцев продолжается в поэме " Тристан де Нантейль", главным героем которой становится…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments