qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Шансон о жести

Люди широкого жеста

Французское словосочетание chanson de geste (шансон де жест), или, сокращенно, жеста - литературный термин, обозначающий дословно "песнь о подвиге". Это эпические поэмы на старофранцузском языке, сочинявшиеся в XII-XIV веках, посвященные деяниям и подвигам рыцарей. Они были открыты заново французскими филологами-романтиками в XIX веке, и тогда же опубликованы, тщательно классифицированы и изучены.



Жесты - жанр, имеющий четкие рамки, и не только хронологические (см. выше), но и географическую привязку к северной Франции и пограничным с нею регионам (Фландрия, Лотарингия и пр.). Также практически все жесты посвящены событиям своего эпического времени, каковым является эпоха короля франков Карла I Великого (Carle Magne, или, как он часто называется именно в жестах, откуда это имя и проникло в литературу и обиход - Carlemagne, Шарлемань). Главным сквозным героем (не обязательно действующим активно в каждой конкретной жесте - часто просто существующий в качестве привязки сюжета к "временам Шарлеманя") является сам король-император, вокруг которого и формируется "героическое ядро":

  • его верные рыцари-паладины (от латинского palatinus - дворовые, придворные), ака пэры (в жестах это слово еще ближе к своему первоначальному значению "отец родной, заслуженный и известный всем человек");

  • его "благородные" (или совсем нет) противники - мятежные феодалы, вожди язычников или мусульман, причем между последними особой разницы не делается, ибо в представлении авторов жест ислам есть поклонение языческим богам Аполлену, Магомету (Бафомету) и Терваганту;

  • их многочисленные родственники и свойственники - дети, внуки, братья, племянники, зятья, жены и пр.

Приключения и похождения всех этих персонажей, очень часто в активном взаимодействии друг с другом, и формируют сюжеты жест. Причем среди героев достаточно много:

  • исторических персонажей, биографии которых "юзаются" более-менее частично - те же Шарлемань, или его сын, император Людовик I Благочестивый, герцог Нормандии Ришар I Старый, графы Гильом I Тулузский, Жерар Вьеннский и др.;

  • или же тех, кто в исторических сочинениях лишь упомянут, и даже чьи имена подвеглись серьезной трансформации, а биографии полностью придуманы - Роланд (маркграф Хруотланд Бретонский), Ожье Датчанин (Ауткар[иус], сын датского конунга Готфрида), Ганелон (священник Венилон, короновавший Карла II Лысого, а потом осужденный за измену) и др.

  • либо же полностью выдуманные персонажи - Оливье, племянник Роланда, Вивьен, племянник Гильома, Рено де Монтобан и прочие сыновья Эмона Дордонского, Доон Манцский и пр.



Написаны жесты в особой поэтической форме - лессой, строфой из нескольких стихов (от 3 до 20), каждый из которых заканчивается ассонансом (вид неполной рифмы - одинаковая гласная в конце слов) или же полной рифмой. Ранние лессы написаны восьмисложными размерами, поздние 10-сложными и александрийскими стихами (12-сложный стих с цезурой, то бишь логической паузой в середине, после шестого слога). Поскольку самые первые лессы сочинялись для прославления деяний святых, в жестах навсегда остались сильны мотивы борьбы с язычниками за "истинную веру" - изрядную часть своих подвигов герои совершают, сражаясь с маврами (ака сарацинами) и защищая "христианские ценности".

В отличие от "народных эпических жанров", жесты всегда имели конкретных авторов - просто имена далеко не всех из них сохранились. Но сама структура произведений, компоновка сюжета и "техническое исполнение" подразумевают участие одного человека в создании от начала и до конца, даже если (и зачастую именно так) это была переработка каки-то более древних поэтических или прозаических сочинений. Имена некоторых из них всё же известны, и даже какие-то детали биографии - например, Адене Ле Руа, жившего в XIII веке при дворе герцога Генриха III Брабантского, а затем графа Фландрии Ги де Дампьера, который написал жесты "Большеногая Берта", "Детство Ожье" и "Бев де Коммарши".

Tags: Жестяные песни, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Жестяные песни” Tag

  • Шансон о жести - 20 (и это всё)

    Фейские дела (окончание) Продолжение похождений Юона де Бордо - поэма " Гуо н и Калисса". Хотя, судя по тому, что герой крутит шашни с…

  • Шансон о жести - 19

    Фейские дела (начало) Следующая большая ветвь Жесты о Дооне де Майянсе сильно отличается и от предыдущих, и от всех шансон де жест вообще. Тут…

  • Шансон о жести - 18

    Четверо на коне и проделки фей Следующим сыном Доона де Майянса, похождениям потомков которого посвящен отдельный цикл шансон де жест, стал Эмон де…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments