qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Холи-Романские Габсбурги - 26

Чаша нетерпения (начало)

Если в Венгрии Фердинанду I пришлось сражаться с османами и коллаборационистами, то в Богемии его главным врагом стал внутренний. В стране существовало сразу несколько "водоразделов", о которых слепая на все глаза и глухая ко всему, кроме сказок бородатых германофилов "марксистская историческая наука" предпочитала не вспоминать. Во-первых, существовала многовековая и острая вражда между немцами и чехами, причем "рубеж" проходил "по живому". Среди шляхты и магнатов было много "германцев", особенно после воцарения одного из них, фон Хабсбурга, а еще больше было тех, кто онемечивался, "отрываясь от корней". Не меньше "немцОв" было и среди бюргеров, которые "понаехали" некоторые уже много поколений назад, и среди духовенства. Разве что крестьяне сохраняли "этническую монолитность" - но только в чешских регионах, а в той же Силезии и среди них уже было много германцев.


Фердинанд I в 1530 году

Но если национализм и шовинизм "марксистская мысль" еще как-то улавливала, хотя и отказывалась их признавать в "истории борьбы стран социалистического лагеря против империализма", то "во-вторых" про Богемию XVI века она вообще то ли делала вид, то ли и вправду не подозревала - о религиозной розни. В "ранее новое время" все общественно-политические и социальные процессы в Европе происходили не только под религиозными лозунгами, но и были тесно с религией связаны ("ненаучные атеисты" этого никогда не понимали). В Богемии именно религия "отображала" то, о чем было сказано выше - немцы держались католицизма, а затем многие из них поддержали Лютера и его последователей. А чехи...

А чехи исповедовали то, что, по мнению всех учебников в СССР, закончилось еще за сто лет до того "торжеством мракобесия и сил реакции" - они были гуситами. Точнее, чтобы придерживаться терминологии того времени, утраквистами (или "чашниками", как переводили этот латинский термин на русский язык). Так называли последователей учения Яна Гуса, которые... нет, дорогие мои, и протестантами они тоже не были - какой протестантизм в XV веке, дед Лютера еще не родился! Утраквизм был радикальным течением католицизма, который требовал "всего-навсего" четырех вещей:


  1. Свободное чтение и комментирование (скрывавшееся за словом "проповедование") Библии - католицизм запрещал сие для всех, кто не был священником, и даже перевод Библии на "народный язык" считался ересью;

  2. Причащение не только клириков (как в католицизме в то время), но и мирян "обоими видами", то есть хлебом и вином. Современному человеку трудно понять, почему за это люди готовы были друг друга убивать - но вот так "видели мир" чехи в XV-XVI столетиях. Кажется, для них это было одновременно символомсмирения церкви и рвенства всех перед богом. Собственно, именно потому утраквисты и стали "чашниками" - они все пили вино из чаши на причастии;

  3. Бесплатность основных таинств и отмена продажи церковных должностей - клирики должны лишь "взымать умеренную плату" с имущих для "пропитания себя";

  4. Передать наказание за религиозные проступки в светские суды (что отнюдь не означало смягчения наказаний за "ересь" или "колдовство" - просто судьями по таким делам вместо клириков становились светские магистраты).

То бишь, ни один религиозный догмат не затрагивался (это вам не Лютер какой-нибудь), споры шли лишь о "пиаре внешнего смирения" для католической церкви. Естественно, клирики сперва хотели решить вопрос по старинке - Яна Гуса сожгли и обязали короля Богемии и императора Священной Римской империи Сигизмунда фон Люксембурга "выжечь ересь".


За Гуся!!!

Однако после нескольких десятилетий "выжигания", потребовавших организации специальных крестовых походов, которые успешно проваливались, "выпилить" удалось лишь самых радикальных гуситов, которые стояли за "всё отнять и поделить" - таборитов, да и то лишь потому, что к императору присоединились утраквисты, которым их буйные и вороватые "братья меньшие" изрядно осточертели. В 1436 году в Базеле Сигизмунд принял условия гуситов, сформулированные в четыре вышеперечисленных пункта, которые стали называться Базельскими (или Пражскими, по месту создания) компактатами. Отныне католицизм и утраквизм в Богемии "сосуществовали", причем последнего придерживалось от 70% до 80% населения королевства.

Дошло до того, что архиепископа Праги перестали назначать - всё равно ему было нечем управлять, и никто ему не подчинялся. Зато католические епископы прочих епархий имели право рукополагать утраквистских священников, и даже пользовались им кое-где. В общем, сложился уникальный и нетипичный для Европы "не последних двухста лет" случай веротерпимости. Естественно, Рим постоянно откладывал по сему поводу кирпичи, призывал королей "истребить ересь" и даже в конце XV века отменил Базельские компактаты. Но короли либо сами были утраквистами (как Йиржи из Подебрад), либо были очень заинтересованы в лояльности 70-80% населения королевства, и потому вынуждены были терпеть "этих безобразий".


Анна Ягеллонка, "принесшая" мужу корону Богемии

С этим и столкнулся Фердинанд I, когда в 1526 году был избран королем Богемии как муж старшей сестры погибшего Людовика II Ягеллона. И даже если он желал что-то в ситуации "сразу изменить", у него не имелось для этого никакой возможности - из-за вспыхнувшей (и тянувшейся практически бесконечно) войны с Яношем I Заполья[и] и поддержавшими его османами в Венгрии король постоянно нуждался в деньгах, для чего вводил новые налоги, которые утверждал сейм (а мог и не утвердить, чем много раз активно и грозил). Сложился консенсус - чехи терпели Фердинанда I потому, что боялись венгров и турок, а Хабсбург терпел "еретическую ересь" у себя в королевстве, потому что не хотел воевать еще и тут...

Tags: Новые времена, Холихабсбурги
Subscribe

Posts from This Journal “Холихабсбурги” Tag

  • Холи-Романские Габсбурги - 45

    Коренной перелом (окончание) Вдогонку к поражению у Сленкамена и смерти Кёпрюлю Фазыла Мустафы-паши, в 1691 году австрийские войска окончательно…

  • Холи-Романские Габсбурги - 44

    Коренной перелом (продолжение) Кампания 1687 года началась удачно для османов - имперцы осадили крепость Осиек, но подошедший из Белграда с армией…

  • Холи-Романские Габсбурги - 43

    "Коренной перелом" (начало) Мерзифонлу Кара Мустафа-паша отнюдь не считал поражение при Каленберге катастрофой - отбежав с остатками сил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments