qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Ромеи за два безанта - 16

"Спартак" против "Динамо"

Уникальным заведением в Константинополе (а также во всех более-менее крупных городах империи) был Ипподром. Потому что он с самого начала был не просто местом, где бегали колесницы, запряженные лошадьми, под управлением профессиональных возничих, на результаты которых ставили деньги. И не просто потому, что бега в Византии были популярнее, чем нынче футбол (потому что хоккея и баскетбола не было). (На Ипподроме, конечно, часто устраивали еще и цирковые представления со зверями, но это было уже "немного не то".) Ипподром стал еще и уникальным местом, дававшим "импульс к жизни" общественно-политическим и военизированным "объединениям граждан", получившим название демы (или "димы", но проверочное слово всё-таки "демос").


Трибуны Ипподрома во главе с василевсом Феодосием I

Дело в том, что еще в Римской империи, где и началось повальное увлечение горожан бегами, возникла целая система, использовавшая большие стечения возбужденного народа для достижения целей политического давления и пиара. Во время каких-то особо "поднимающих воодушевление" моментов специально нанятые клакеры выкрикивали какие-то слоганы, навроде "императора на мыло!", или "имярек велик!" - обычно связанные с "текущей политикой", или с какими-то резонансными событиями. Если толпе нравился слоган, она начинала его скандировать - это называлось аккламация. Императорам очень часто не нравилось то, что они вынуждены были таким образом слушать (монархи посещали бега, а многие и сами были страстными фанатами), и они часто выпускали всякие распоряжения, ограничивающие и регламентирующие аккламацию, но особого успеха те не имели - у поведения толпы свои древнейшие законы (в основном природы), и она не склонна от них отказываться.

Наиболее эффективной схемой борьбы с аккламацией (или использования ее для "положительного пиара") стало разделение фанатов на группы - естественное размежевание тех, кто болеет за одну команду и "против другой". Потому что в состязаниях (они же состязания - тут нужны соперники) участвовали всегда четыре команды, получившие название по цвету одеяния возничих - венеты (синие), прасины (зеленые), левки (белые) и русии (красные). И фанаты каждой из них "тОпили" - одевались в цвета команд, поддерживали их криками, носили одинаковые прически (да-да, нынешние "хулиганс" вообще мало что придумали сами) и т.п. Постепенно именно из-за политической борьбы среди них сложилась "двупартийная система" - когда императоры болели за венетов, то "лидеры оппозиции" - за прасинов, и наоборот. А левки и русии совсем не исчезли, но стали своего рода "младшими партнерскими фан-группами" для венетов и прасинов соответственно.


Возницы из команд русиев и левков

И вот после постройки в Константинополе Ипподрома (а в некоторых больших городах империи, вроде Антиохии или Александрии - даже раньше, там они вообще существовали со времен эллинизма) вся сия система перекочевала в Византию. И именно тут фанатские группировки оформились структурно, превратившись в демы. Их "наградили" официальными функциями - они оплачивали устройство игр, а потом и организацию "народной дружины", поддерживающей порядок сперва на Ипподроме, а затем и на улицах города, вплоть до создания структур, напоминавших Национальную гвардию и участвовавших (теоретически, а в случае реальной угрозы - и практически) в обороне Константинополя. Таких обученных и имевших вооружение фанатов называли стасиотами.

Возглавлял каждый дем наиболее авторитетный человек - демарх, обычно высокопоставленный чиновник-вельможа. Причем демарх венетов был автоматически и демархом левков, а демарх прасинов - демархом русиев. Помогал ему демократ - лидер "силового крыла", отвечавший за "грубое насилие", то бишь возглавлявший ополчение дема, обязательно носивший придворный титул не ниже протоспафария. Это были высокопоставленные военные - демархом венетов часто был доместик схол, а прасинов - доместик тагмы эскувитов. Им подчинался довольно разветвленный "штат" - надзиратели за имуществом и зверинцем (для устроение травли и представлений со зверями), писцы, поэты (для сочинения панегириков), декламаторы, певцы и танцоры (для увеселений на пирах, которыми отмечали победы) и пр.


Победителю, как и полагается - оливковая ветвь

Демы делились на ператические (то есть те, верхушка которых проживала в Пере - аристократическом предместье) и политические (проверочное слово - не "политика", а "полис"), участники которых обитали в городских кварталах. Ператическими были венеты и прасины, политическими - левки и русии. В ператических демах официальных руководителей (см. выше) назначал сам василевс.

Естественно, что, несмотря на все попытки обуздать эту "фанатскую стихию" и поставить ее на "службу государству", она периодически "срывалась с катушек". Аккламации весьма часто "высказывали" василевсам, как они "глубоко не правы" по тем или иным "текущим вопросам". И, конечно же, политическая и идеологическая борьба, происходившая в империи, отражалась и в соперничестве демов. Например, когда Юстиниан I "всячески тОпил" за венетов, те поддерживали "ортодоксию", а прасины, "для симметрии" поддерживаемые императрицей Феодорой, выражали "чаяния" монофизитов.

Ну и, естественно, как и всякие фанаты, участники демов периодически срывались в "неконтролируемое насилие". Особенно молодые и здоровые их сторонники часто устраивали драки и между собой, и "тупо грабежи и погромы" в кварталах "оппонентов", нападали на судей и заимодавцев, принуждая выносить "нужные" вердикты и отдавать долговые расписки. А когда власти пытались их приструнить - устраивали бунты. В общем, вели себя как "уличная мафия". Апофеозом самоуправства демов стало знаменитое "восстание Ника" в 532 году, когда объединившиеся прасины и венеты потребовали отречения Юстиниана, провозгласили новым василевсом Флавия Ипатия, племянника бывшего автократора Анастасия I, и несколько дней сотрясали Константинополь погромами и грабежами.

Порой расцвета демов и их влияния в обществе стал VI век. Постепенно их роль уменьшается и сводится к чисто церемониальным функциям устройства состязаний, вплоть до того момента, когда в XI веке семья василевса переселилась из Большого дворца во Влахерны, и бега утратили свой размах.

Tags: Два безанта, Медиум евум
Subscribe

Posts from This Journal “Два безанта” Tag

  • Ромеи за два безанта - 17

    Слюшай, дарагой! В империи ромеев не было национальности "византийцы" - и потому, что национальностей в тот период времени еще вообще не…

  • Ромеи за два безанта - 15

    Праздные увеселения Византийцы совсем не были людьми постными и скучными, которые всё свободное от трудов время тратили на молитвы. Они, как и все…

  • Ромеи за два безанта - 14

    Бытовые детали Византийцы, как и все прочие люди средневековья, в брак вступали достаточно рано - средний возраст для юношей был 14-15 лет, для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments