qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Термидоры и термидорки: Культовый жрец

Этого человека многие современники считали "на самом деле тем, кто дергает за все ниточки" и "тайным жид-масонским правителем Франции и отцом всея революции". И чем больше он старался "прикинуться ветшью" и забиться в темный угол, тем зловещее, мрачнее и могущественнее виделась сторонникам конспирологии эта таинственная фигура...

Сийесу не очень повезло с фамилией - почти как англо-ирландскому поэту Йейтсу, потому что "нюансы произношений" поселяют в исторических сочинениях таких персонажей, как Сьейес, Сиейес, Сьйес и т.п. Что поделать - лягушацкий язык иногда сворачивается в такие невообразимые трубочки, что только кремом их и наполнять... В общем, Эмманюэль Жозеф Сийес родился 3 мая 1748 года в городе Фрежюс на Лазурном берегу, возле самой границы Франции с тогдашним Сардинским королевством (графством Ницца). Его отец Оноре Сийес служил сборщиком налогов, имел жену Аннабель и, помимо Эмманюэля, еще четверых детей. Несмотря на "некоторых благородных предков", семья принадлежала к "третьему сословию" - так во Франции при "старом режиме" называли всех, кто быдло не был дворянином или священником, а потому имел почетную обязанность платить налоги. Для юного Сийеса это почему-то стало достаточно болезненной травмой, ибо "третье сословие" станет его "личным пунктиком", даже после того, как он "явочным порядком" переберется во второе.


Самая популярная во Франции карикатура о том, как работала система трех сословий

Потому что пятому ребеку Сийесу не светило получить по наследству должность отца, и надо было думать, как его устраивать в жизни. Вариантов, собственно, было немного - сам мальчик хотел пойти в солдаты, но слабое здоровье и истерики мамы Аннабель этот вариант забраковали. Оставалось либо учиться на юриста, либо на священника, причем, понятное дело, определяющим фактором было наличие "блата". В этом смысле судьба толкнула молодого Эмманюэля Жозефа к алтарю - в обмен на "некие услуги" генеральный викарий (заместитель епископа "по всем вопросам") Фрежюса пообещал помочь и пристроил вьюноша в парижскую семинарию при церкви Сен-Сюльпис.

Науки отрок изучал целых 10 лет и показал себя одновременно прилежным и очень способным учеником, и злобным вольнодумцем, разделяющим идеи "новых философов". Впрочем, "протогуманитариям" Руссо или Вольтеру Сийес предпочитал труды "протоестественников" - "Энциклопедию", Локка, Кондильяка, Виктора Рикетти Мирабо (отца будущего вождя революции, писателя-физиократа), Тюрго и пр. В 1770 году Эмманюэль Жозеф получил степень бакалавра теологии, в 1774 году - лиценциата, а в 1772 году рукоположен в сан.

Согласно традициям того времени, всех молодых людей, ожидающих рукоположения, а также прошедших оное и ждущих свое первое назначение, называли аббатами. Стал аббатом и Сийес.  А в 1775 году он получает первое назначение - секретарем епископа Трегье Жана-Баптиста-Жозефа де Люберсака. В этой епархии Эмманюэль-Жозеф проделывает весь карьерный путь священника-чиновника вплоть до канцлера (юридического представителя епархии) и викария - заместителя епископа, исполняющего его обязанности "на земле". И помимо чисто религиозных и юридичеких вопросов приобретает и немалый административный опыт, ибо замещает епископа и в делах хозяйственных, и в работе штатов (местного представительного органа) провинции Бретань. В 1780 году Сийес переходит вслед за своим патроном де Люберсаком на аналогичную работу в епархии Шартра.

15 лет карьеры чиновника от церкви сформировали характер Сийеса - он поднаторел в интригах, в основном закулисных, научился обходиться вторыми ролями, дающими, тем не менее, доступ к реальным рычагам власти, а также усиленно скрывать свою роль, дабы не возбуждать нездоровых конкурентов. Правда, молодость - в 1789 году Эмманюэлю-Жозефу всего-то стукнул 41 год - спровоцировала большую вспышку тщеславия, и аббат излил-таки свой застарелый с детства идефикс - написал простым доступным народу языком брошюру "Что такое третье сословие?". В котором сформулировал "революционную программу" в стиле понятного даже кретину катехизиса: "Что такое третье сословие? Всё. Чем оно было до сих пор в политической жизни? Ничем. Чем оно хочет стать? Чем-нибудь". Основной вывод - дворяне есть паразиты-захребетники, и надо их поганой метлой заставлять плОтить налоги. Злобные эмигранты потом даже называли эту брошюру "главной причиной революции" - путая, естественно, кислую причину с пресным следствием...


Аббат Сийес

Сочинение мгновенно обрело такую популярность, что в том году могло бы соперничать с цитатником Мао "лучших времен". Сийес тут же был избран в разрешенные королем (для преодоления финансового кризиса и вызванной оным "полной жопы") Генеральные Штаты - собрание представителей трех сословий Франции, уполномоченных предлагать изменения в законы, причем от самого городу Парижу. Кстати, еще до выборов революционеры одержали свою первую победу - добились, чтобы представительство от третьего сословие было не равным представительствам от первых двух (по 100 человек от каждого из трех - "ведь справедливо же!"), а стало двойным. И вот от третьего-то сословия и выбрали аббата Сийеса (не от второго! это важно).

В Генеральных Штатах, а потом и сменивших его Национальном, а позже Учредительном собраниях, депутат Сийес занял привычную нишу молчаливого манипулятора. Выступал он редко и невзрачно - ораторский талант не входил в его перечень достоинств. Зато когда надо было составить важный и программный докУмент, типа "Декларации прав человека и гражданина", он был в первых рядах. Правда, колоссальную популярность и авторитет после брошюры он растерял, отчаянно борясь против отмены десятины и конфискации имущества церкви - 15 лет служения конгрегации сделали-таки его убежденным клерикалом (но не верующим - по убеждениям он был скорее атеистом-скептиком, либо агностиком). Но в комиссию по разработке конституции его всё же включили, и там Сийес смог торпедировать проект Оноре Габриэля Мирабо о наделении короля правом абсолютного вето (то есть запрета любого решения собрания представителей).


Заседание Национального Конвента (тыц)

Как только Учредительное собрание приняло конституцию, оно самораспустилось и уступило место с 1 сентября 1791 года Законодательному собранию. Причем в порыве прекраснодушия с одной стороны, и ненависти к политическим противникам с другой, был принят закон о том, что депутаты "Учредиловки" не могут быть избраны в "Законодалку". Так одним махом почти всё поколение "первых революционеров" оказалось выброшенным из политической жизни, и ко власти пришли уже не конституционные монархисты (фейяны), а люди куда более радикальных взглядов - жирондисты и якобинцы.

"К счастью", Законодательное собрание не проработало и года - после восстания 10 августа 1792 года и свержения монархии во Франции единым махом устарела и монархическая конституция 1791 года, так что пришлось выбирать новый парламент - Национальный Конвент. Туда-то снова проскочил бывший аббат (после отмены сословных привилегий, десятины и конфискации церковных имуществ те священники, кто был связан с церковью только соображениями карьеры, "ушли в мир") Сийес, заняв вместе с коллегами места на скамейках 21 сентября 1792 года...

Tags: Новые времена, Термидорки
Subscribe

Posts from This Journal “Термидорки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments