qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

10 групп людей, каковые... (Versus)

Ну а как еще их назвать? Люди, которые в разные времена и по-разному пишут стихи, и конкретнее, чем поэты. Ну вот и топ - чтобы люди были в курсе, что барды не носили свитера и немытые шевелюры, трубадуры не имели никакого отношения ни к трубам, ни к дурам, а жонглеры - это совсем не те, кто в цирке шарики кидает...

Топ-10 поэтических школ средневековой Европы

1. Барды. У древних кельтов барды были низшим "творческим сословием" (выше их стояли филиды - знатоки права), но низшим только по отношению к высшему, а "так вообще" причислялись к знати и физическим трудом руки не марали. Жили при дворах всяких князьков и корольков и услаждали их и их дружины слух "сладкогласыми песнопениями" о всяческих геройствах и волшебных штуко-дрюках. А вот обижать их было опасно, ибо каждый бард умел слагать "поносную песнь", которая имела мерзкое свойство сбываться - всё, чего обиженный стихоплет желал обидчику, должно было случиться наяву. Так что весьма немногие рисковали упорствовать перед такой угрозой. Известными бардами были Амергин, Талиесин, Давит ап Гвилим.


2. Скопы. Это не стая хищных птиц небольшой комплекции, и не кастраты без буквы "ц". Так называли слагателей стихов у англосаксов. И не верьте никому, кто будет биться в истерике, называя их (как и всех иных) "бродячими певцами". Средние века - это время, где никто без цели никуда не бродил за пределы городской ограды, ибо время было жесткое и общество структурированное - поймают и насуют по шеям. Скопы - это образованные дружинники, сочиняющие песни "провойну" и "прославу", или клирики, перелагавшие в аллитерационный стих (специальный саксонский) всякие библиевангелия. Несмотря на ворох жемчужнословестных произведений (типа "Беовульфа"), по имени известны лишь четыре скопа, и только двое - Кэдмон и Кюневульф (клирики) "настоящие", а Беда Достопочтенный и король Альфред - они "так, плюшками баловались".


3. Скальды. Попробуйте сочинить стих, хоть и без рифмы (хотя в паре особых размеров и она есть), с четким числом слогов, твердыми ударениями и аллитерацией слов внутри строк, опять же по четкой схеме. Сложновато? А вот у древних скандинавцев (норвежцев и исландцев, за прочими не замечено) получалось чуть ли не у любого крестьянина. Ну, не любого, конечно, но висы (то есть, вот такие сложнытрудные стихи) посреди всяких саг выкрякивали кто угодно - крестьяне, воины, знать, клирики и пр. Даже женщины. Очень все эти скандинавцы это дело любили. Причем я вас добью - это все делалось изустно, не было обычая вообще что-то, кроме гадательных и погребальных рун, записывать. Это потом их усердныя монахи "с голоса" переписали... Самым выдающимся скальдом исландцы считают Эгиля Скаллагримсона.


4. Ваганты, ака голиарды. И опять: никто никуда не бродил (кто бродил - я вообще отдельно предупрежу), бочками вино не пил и девок по две в день не менял - не воспринимайте буквально всё, что поэт пишет. Обычный вагант - это клирик, образованный человек, при должности (ну, или потерявший ее и изо всех сил выклянчивающий другую), выдающий себя за "беднова студе-ента" (оттого и "вечностуденческие" темы - напожрать, нанапиться и натрахаться). Стихи писали на латыни, ибо нафиг ее вообще было еще учить бедным клирикам, и в основном для "упражнений в словестности", то есть "в педагогических целях". Впрочем, прикидывание "нищими бродяжками" дошло до того, что сочинили ваганты первого себя - Голиарда (от Голиафа), который-де и слонялся туда-сюда, терпя всякие беды-огорчения. Известными авторами-вагантами были Архипиита Кёльнский, Примас Орлеанский, Вальтер Шатильонский.


5. Трубадуры. Тут всё вообще просто - Южная Франция, XII-XIII века, то бишь там, где (и когда) существовал язык ок (он же старопровансальский). В отличие от "этих грязных немытых небритых некультурных грубых тупых злобных северных варваров из какой-нибудь Шампани или Бургундии", всякие провансальские (и гасконские, и гийенские, и тулузские, и пуатевинские, и беррийские, и дофинейские) сеньоры сидели в замках и сочиняли "красивые песни про любовь" (хотя некоторые, особо упертые, продолжали "провойну" и "просатиру"). Вот у них уже появилась нагло скопипизженная у андалузских арабцов рифма. Самые известные трубадуры - Бертран де Борн, Арнаут Даниэль, Гираут де Борнель и Бернарт де Вентадорн.


6. Труверы. Когда живешь, даже если сверху, с культурными людьми рядом, то рано или поздно придется вымыть волосы, подстричь бороду и попытаться что-нибудь "голосом тонким напеть". Вот и стали северофранцузские варвары тянуться к трубадурству. Но поскольку кровь была жидкая, и пиво вместо вина, то у них как-то особо лирические песни не вытанцовывались, и они приударили по большим формам, к примеру, рыцарским романам (именно с них эта зараза по Европе и пошла), первыми откопав золотую жилу "король Артур и все-все-все". Наиболее прочих преуспел в этом Кретьен де Труа, накорябавший аж целых три - "Эрек и Энида", Клижес" и "Рыцарь телеги".


7. Жонглеры. Вот! Вот мы и дошли, наконец, до тех, кто бродил - и теперь разберемся, куда и где. Так уж в нем, в искусстве, повелось, что есть музыканты, сочиняющие хиты и шлягеры, а есть лабухи, которые их играют в "листорантах" по заказу почтеннейшей публики. Так оно всё были и в средние века - сочиняет трубадур (или вдруг у трувера тоже что-то получится) очередную песнь, которую ему не стыдно людям показать - и зовет жонглера. Жонглер - он от глагола "петь", он "наизусть перенимает", а потом ехает в турне - по замкам окрестным, поет благородным собраниям "последние хиты". Автору слава, жонглеру - денежка. И это уже потом, когда "высокое искусство опошлилось, а нравы упали", жонглерам пришлось гастролировать по рынкам и ярмаркам, а там уж красивую песнь не закажут - там надо палки в воздух кидать, огнем плеваться и медведя на цепи водить. Так они до цирка-то и докатились в итоге... Да, двух жонглеров мы даже по именам знаем - Папиоль (он трудился у Бертрана де Борна) и Пистолета ("Записочка", прозвиже жонглера при Арнауде де Марейле), который даже сам штук пять стихов накорябал, то бишь выбился на старости лет в трубадуры.


8. Миннезингеры. У искусства страшная сила - если "размочило" северофранцузских варваров, то так основательно, что изрядная часть пролилась и на соседей сбоку - супер-немытых и гига-небритых варваров из Германии. Рано ли, поздно ли, но начали и аллеманцы козлиными голосами петь под музыкальные инструменты. А поскольку "несмотря на некоторую грубость, немецкий остается одним из самых выразительных языков", то напели в итоге про всё - про политику, про сатиры, пролюбофь (канешно же), и даже "толстые романы". Ну и обозвались по-своему, по-немецки - миннезингеры (поскольку занимались миннезангом - всё чисто по-немецки логично). Самые известные из них - Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфам фон Эшенбах, Освальд фон Волькенштейн.


9. Майстерзингеры. У "настоящий немецкий дворян" всё-таки было своё дело всей жизни - война. Попели-попели, и перестали. Но эстафету подхватили бюргеры - самый исполнительный и ответственный народ в Германии. У бюргеров во всем был орднунг унд дисциплинен - сперва образовали цехи сочинителей, потом придумали твердые правила и стандарты (свои, бюргерские, чтобы были доступны пониманию "широких масс"), а уж потом начали сочинять. И название себе придумали особое - майстерзингеры (чтобы от всяких унтермайстеров отличаться). Ну а миннезингеров, подумав немного, обозвали "старыми майстерами" - и успокоились. Самый известный майстерзингер - Ганс Сакс.


10. Шпильманы. Вот оне тоже - бродячие. Это немецкий аналог жонглеров - от ихнего глагола "шпилен" (играть). Автор пишет - шпильман исполняет (в отличие от советской интеллигенции, они имели средства и не имели нужды). И вовсе этим было незазорно заниматься - в "Песне о Нибелунгах" один из героев (и "героев!" тоже), Фолькер - дружинник Нибелунгов, а  также шпильман, играющий на протоскрипке. И только потом, по тем же причинам, что и жонглеры, шпильманы вынуждены были скатиться на самое дно социальной лестницы - плясать, фокусы фармазонить и, прости господи, мерзоересь какая, показывать Гансвурста...
Tags: топ-10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments