qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Война древних с новыми - 6

Три в одном

Итак, спор о Сиде позволил четко обрисовать, сгруппировать и опубликовать основные принципы литератОроведческой доктрины, которая в XIX веке задним числом получит название классицизма. Применительно к театру их подобрал и обобщил, впервые напечатав вместе, в одном сочинении, Франсуа Эдлен, аббат д'Обиньяк. После смерти своего воспитанника и покровителя герцога де Фронзака он вынужден был зарабатывать на жизнь - и подался в литераторы. Трагедия Зенобия успеха на театрах не имела, роман Макариза публика встретила насмешками. Но терпеливый аббат отомстил, вспомнив старую истину: не умеешь - поучай. В 1657 году д'Обиньяк выпускает сочинение Практика театра, в котором четко формулирует будущий классицистский железобетон - правило трех единств.


Аббат д'Обиньяк

Опираясь якобы на труды Аристотеля, который по тем временам в вопросах эстетики был вместо г-да Б-га, аббат постулировал, что правильная пьеса должна (а неправильную - сразу ф топку):

  1. Иметь лишь один главный сюжет, а все остальные - побочные и связанные с главным, причем развивающиеся по минимуму;

  2. Быть неподвижной в пространстве - всё действие происходит в одном и том же месте;

  3. Повествовать о событиях, которые обязаны укладываться в 24 часа.

Это и есть знаменитые и ужасные правила трех единств (хотя на самом деле Аристотель жестко настаивал только на первом, о втором упоминал, но без обязательности, а о третьем вообще ничего не слышал). Они стали каноном после того, как в 1674 году их повторил в своем знаменитом Поэтическом искусстве поэт и критик, а также гуру и кумир всея литератОроведения той эпохи Николя Буало-Депрео, который от себя добавил еще кое-какие правила:

  • Рассказ должен перемежаться действием, а действие - рассказом, надо давать глазам зрителя отдых и подключать его мозг;

  • Интрига должна нарастать в каждом действии (акте - а их по тому же железнобетонному канону обязано быть ровно пять), достигая кульминации в последнем;

  • Характеры героев должны быть сложными и противоречивыми, а иначе на что тут смотреть?

  • Поэтический слог должен быть прост и ясен, ибо люди ходят в театр не за изысками литературы, а за зрелищем, и не стоит их от этого отвлекать.



Николя Буало

Все эти тектонические сдвиги в теории театра (а оттуда - и литературы вообще) появились не просто так, а потому что. В описываемый период совершалась культурная революция, которую не сразу заметили, но последствия которой мы с вами ощущаем до сих пор - революция способа познания окружающего мира. Совершил ее один довольно противный в быту (как оно часто бывает с гениями) француз - Рене Декарт (или Ренатус Картезиус - научные труды всё еще писались на латыни), философ, физик и математик. Он сформулировал абсолютно новые принципы научного познания - не правильно, потому что умные старые дядьки сказали давным-давно, и надо им тупо подражать, а подвергай всё сомнению и проверяй на правдоподобие (так называемый метод радикального сомнения). И да, это он сказал (точнее, написал) мыслю - значит, существую. Декарт был уверен, что в природе всё устроено по законам механики, и потому ее (природу) надо изучать с их помощью, отыскивая еще неизвестные законы - так появилось картезианство (ибо Картезиус), фактически запустившее механизм современной науки в нашем классическом понимании.


Рене Декарт - мыслил и существовал

Собственно, именно потому правдоподобие, сиречь следование природе и отыскание ее законов, и волновало так умы людей XVII века - во всем они стремились найти эти самые правила, законы и схемы, которым дОлжно следовать и которых правильно придерживаться. Однако в самом скором времени это стремление нанесло такой удар зарождающемуся классицизму, от которого он, в итоге, так никогда и не оправился...

Tags: Древние и Недревние, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Древние и Недревние” Tag

  • Война древних с новыми - 11 (и последняя)

    Удар по Гомеру (часть 2) Удар де Ля Мотт вполне себе осознавал, что в споре о филологических вопросах он представляет из себя чуть более чем ноль…

  • Война древних с новыми - 10

    Удар по Гомеру (часть 1) Жестокие побоища "древних с новыми", бушевавшие на берегах туманного Альбиона, в самой Франции после примирения…

  • Война древних с новыми - 9

    О карликах и гигантах Не успели слегка утихнуть литератОроведческие баталии во Франции, как бомбануло по ту сторону Ля-Манша. Ибо Англия, устаканив…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment