qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Dell'arte в масках - 10

Комические старики

Молодости и веселью в жизни часто противостоят старость и серьезность. А в театре дель арте молодым героям, любовникам и слугам-дзанни, оппонируют старики, воплощенные в двух архетипичных образах, Доктора и Панталоне.
Собственно говоря, Доктор всегда носит конкретное имя, а слово, обозначающее его ученую степень, это всего лишь обязательный атрибут, по которому его можно узнать под разными именами - Балоардо, Баландзоне, Грациано, Ломбарди и пр. Почти всегда он - уроженец Болоньи, или, по крайней мере, обучавшийся в знаменитом на всю Италию тамошнем университете (собственно, Баландзоне - Болонец). Специализировался Болонский университет отнюдь не на медицине, а на классическом римском праве, посему Доктор чаще всего - юрист. Точнее, ученый-теоретик, набитый латинскими формулировками, которыми сыпет к месту и не к месту, превращая свою речь в макаронизм (смесь латыни с любим другим народным языком) - к XVII веку классическое римское право было уже не так востребовано, как современное, и многие выпускники альмы-матер воспринимались как пустобрехи или "ботаны".


Доктор Баландзоне

Костюм Доктора отражает его профессиональную принадлежность - он весь с головы до ног одет в черное, носит комический большой живот и черную же полумаску, закрывающую лишь брови и нос. В сюжете пьес он обычно выступает в амплуа неудачливого соперника первых или вторых любовников, а иногда заменяет отца возлюбленной(ого). Это персонаж напыщенный, самодовольный, уверенный в том, что знает всё и обо всех, и потому окружающие постоянно водят его за нос, насмехаются над ним и оставляют в дураках.
Во Франции эта маска оказалась одной из немногих, которые удачно вписались в реалии тогдашнего общества, превратившись в комических персонажей Доктора (уже медицины) и Аптекаря. Комедии Мольера и его современников полны сатирическими и пародийными эскулапами, невежественными, жадными и недалекими, которые всячески пытаются развести несчастных больных на бабки, после чего - загнать в гроб своими чудовищными методами.
В южном варианте делль арте маску Доктора постепенно подменила похожая на нее по смысловой нагрузке маска Тартальи. Это персонаж судьи или чиновника, такого же невежественного, самодовольного и глупого. Он полностью брит, носит большие очки (ибо близорук), заикается (непременный атрибут), одет в желтое с зелеными полосами одеяние. В роли Тартальи особенно отличились неаполитанцы Карло Мерлино и Агостино Фьорилли. Особую популярность этой маске принесли пьесы-сказки Карло Гоцци.


Тарталья

Однако далеко не все старики имеют образование - но многие из них имеют дочерей, либо сыновей на выданье. Основная маска комического старика - Панталоне. Это отец семейства, который озабочен тем, чтобы пристроить свое чадо за богатую, пусть и старую, глупую и некрасивую партию, и в противодействии других персонажей этому желанию и рождается обычно сюжет типичной пьесы дель арте. Классический Панталоне одет в красный костюм, красный же колпак и темный плащ, а маска обычно акцентирует его старость, располагая густыми седыми бровями и козлиной (чтобы было смешнее) бородой.
Образ этот появился в конце XVI века стараниями артиста Джулио Паскуати из Падуи, игравшего в знаменитой труппе Джелози, и с тех пор остается одним из самых популярных в делль арте. Панталоне стар, немощен, глуп, вздорен, частенько скуп, а также периодически бабник (в смысле подбития клиньев к Коломбине), но самое главное - категорически неправ во взглядах на то, что составляет счастье детей. За это ему всегда достается - и тумаков, и розыгрышей, и обманов, а в итоге он всегда оказывается посрамлен, хотя зачастую по доброте душевной остается рад и прощает молодых. Из-за большой популярности персонажа существовало очень много вариаций его имени - Бисцельезе, Кассандро, Кассандрино, Паскуале, Нарциссино, Сганарель, Уберто, Табарино и др.


Синьор Панталоне

Tags: Масочная комедия, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Масочная комедия” Tag

  • Dell'arte в масках - 12 (и это всё)

    Жизнерадостные поселяне Театр дель арте был очень популярен в Италии в XVII-XIX веках, и потому, помимо основных масок, в разных областях и городах…

  • Dell'arte в масках - 11

    Всех побеждает любовь Несмотря на трюки дзанни и кривляния комических стариков, ни одна пьеса дель арте не обходилась без любовной интриги. Юноша и…

  • Dell'arte в масках - 10

    Комические старики Молодости и веселью в жизни часто противостоят старость и серьезность. А в театре дель арте молодым героям, любовникам и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments