qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Dell'arte в масках - 9

От маски до куклы

Пульчинелла, Педролино и даже Арлекино были, как ни покажется странным, не первыми дзанни, а вторыми - то есть, они не занимали главное место в интриге, составляющей обычно сюжет пьесы. По крайней мере, так было в начале театра дель арте. Что, в общем-то, логично - персонажи-деревенщины, основой характера которых были лень, тупость, неотесанность и неуклюжесть, не могли блистать умом. А чтобы дурить господ, надо было быть интеллектуально развитым - первым дзанни. Так в Венеции появилась маска Бригеллы.



Как и все прочие дзанни в венецианском (ака северном) дель арте, Бригелла - уроженец Бергамо, и говорит на тамошнем отрывистом и односложном диалекте, глотая окончания. Одет в белую полотняную рубаху, либо кафтан, и такого же цвета штаны, оба предмета гардероба расшиты зеленой тесьмой, на голове - шапка белого же цвета. Непременный атрибут - кошель на поясе, а также маска с большими усами и бородкой-эспаньолкой.
Характер у Бригеллы отвратительный - он лжив, коварен, жесток, жаден и, в общем-то, подл, хотя и трусоват. Именно это всё и позволяет ему успешно дурачить господ. Впрочем, постепенно, к XVIII веку, он подобрел и стал довольно веселым малым, не потеряв, впрочем, лживости, изворотливости и интриганства. Правда, к этому времени более популярные (потому что более простонародные) маски типа Арлекино оттеснили его на второй план - большинству людей негодяи всё-таки не нравятся. И Бригелле пришлось сосредоточиться на игре на гитаре и трюках-лацци. Региональными вариантами имени этого амплуа были Буфетто и Белтрам.


Меццетин

Видимо, из-а падения спроса типаж стал почковаться, порождая двойников с оттенками. Во второй половине XVII века появился Меццетино, хитрый слуга в полосатом костюме, охотно поющий и играющий на музыкальных инструмента. Особенно прославилась эта маска во Франции, где под именем Меццетина выступал в Комеди Итальен актер Анджело Константини из Вероны.
На юге Италии, в южном варианте дель арте, популярной стала маска Ковьелло, или Скапино - очень хитрого, вороватого и плутоватого, но весьма трусливого слуги (Скапино - Убегающий). Опять же, во Франции этот образ прославил актер Франческо Габриэлли, и в итоге сам Мольер увековечил этого персонажа в пьесе Плутни Скапена.
Уже на излете славы дель арте, в конце XVIII века, во Флоренции появилась своя маска, созданная по мотивам Бригеллы - Стентерелло. Создал его актер Луиджи дель Буоно и наградил высоким ростом и худобой, прекрасным итальянским выговором (флорентийский диалект считался тру-итальянским), в отличие от площадных народных диалектов в других городах, а также неповоротливостью и алкоголизмом. Стентерелло вспыльчив, но труслив, впрочем, также хитер и изобретателен. Одет он очень пестро - синяя куртка, желтый жилет, черные или зеленые панталоны, красные гольфы, высокая шляпа-двууголка, маска желтого цвета с длинным носом. Примечателен же персонаж Стентерелло прежде всего тем, что в народном кукольном театре XIX века превратился в Пиноккио - да-да, того самого деревянного парня с длинным носом, который постоянно врет...


Стентерелло

Tags: Масочная комедия, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Масочная комедия” Tag

  • Dell'arte в масках - 12 (и это всё)

    Жизнерадостные поселяне Театр дель арте был очень популярен в Италии в XVII-XIX веках, и потому, помимо основных масок, в разных областях и городах…

  • Dell'arte в масках - 11

    Всех побеждает любовь Несмотря на трюки дзанни и кривляния комических стариков, ни одна пьеса дель арте не обходилась без любовной интриги. Юноша и…

  • Dell'arte в масках - 10

    Комические старики Молодости и веселью в жизни часто противостоят старость и серьезность. А в театре дель арте молодым героям, любовникам и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments