qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Dell'arte в масках - 7

Ужас и погром

Как бы сильно люди ни любили себя, еще сильнее они всегда ненавидят других. И потому маска Капитана в Италии стала вездесущей - в каждом уважающем себя городе и театре дель арте имелся свой вариант. Ну а два великих писателя, Теофиль Готье и Рафаэль Сабатини, прославили его в веках, сделав главным героем популярных романов...
Практически в готовом виде персонаж этот содержался в самой популярной комедии Тита Макция Плавта, еще сильно древнеримского комедиографа - Miles gloriosus (Хвастливый воин), главный герой которой Пиргополиник (Башнеградопобедитель) наводит ужас своими рассказами о собственной силе, доблести, бесстрашии, кровожадности и беспощадности, но отчаянно трусит, когда встречает малейший намек на отпор. Эта пьеса и этот образ стали сильно популярны среди комедиографов Ренессанса - по извечному презрению людей образованных к людям военным.



Но чтобы сойти в широкие народные массы, требовалась конъюнктура рынка. И она возникла как раз в XVI-XVII веке, когда половина Италии (Неаполь, Миланское герцогство) была прямо оккупирована испанскими войсками, а другая половина (кроме, разве, Венеции) лебезила и виляла хвостом перед грозными терсьос. Именно тогда итальянцев стали непадеццки раздражать испанские солдаты - заносчивые, надменные, грубые, скандальные. Ну а вместе с ненавистью пришла и сатира.
Так и появился Капитан. Собственно, только это воинское звание объединяло многочисленных персонажей, носивших разные имена. Самой древней, как принято считать, является маска Капитана Матамороса, появившаяся в Болонье - этот воин носил испанское прозвище (Убийца мавров), под которым орудовали банды народной самообороны, очищавшие Испанию от мавров, иудеев и морисков в XVI веке. И уже он имел все атрибуты постоянного персонажа - хвастливость, грозный и пышный внешний вид, карикатурных размеров шпагу, громкий голос и цветистую речь, уснащаемую испанскими словами, а также слабость к женскому полу и трусость, из-за которой остальные персонажи (в основном дзанни) над ним издевались.
В разных городах Италии на основе Матамороса появились похожие персонажи - капитаны Фракассо (Грохот), Риночеронте (Носорог), Спеццафере (Ломатель мечей), Сангре-и-Фуэго (Кровь и Пламя), Родомонте, Кардоне, Жангурголо, Пасквариелло, Пасквино, Мео Сквакваре. Были даже довольно своеобразные и необычные характеры - например, в Генуе актер и драматург Франческо Андреини создал Капитана Спавенто (Ужас), который был меланхоличным мечтателем, начитанным, умным и, в принципе, человеком безвредным, стойко сносящим удары судьбы в виде колотушек и издевательств от окружающих.

 
Франческо Андреини и Карло Гольдони

Другой популярной разновидностью Капитана стал Скарамучча, постоянный персонаж южного состава дзанни (то есть, переместившийся из господ в слуги), любимец южных итальянцев. Он уже совсем не испанец (в Неаполитанском королевстве и на Сицилии, принадлежавших Испании, за такие намеки сурово наказывали), а иногда даже и не военный - а просто хвастливый и наглый забияка, поджимающий хвост, когда доходит до перспективы реальной драки. В роли Скарамуччи в XVIII веке отметился даже знаменитый драматург из Венеции Карло Гольдони.
Этому персонажу особенно повезло во Франции - там он превратился в Скарамуша, ловкого пройдоху и шута, увековеченного пером англо-итальянца Рафаэля Сабатини в романе под собственным именем. Ну а еще одна перекочевавшая во Францию маска, Капитана Фракасса, ныне памятна всем такой, какой изобразил ее в своем лучшем произведении (тоже романе) Теофиль Готье. Ну и уж чтобы закончить о французских вариантах, надо упомянуть маску Криспена - придуманного чисто во Франции в XVII веке писателем Полем Скарроном персонажа хитрого, но неуклюжего слуги, основанного на образе Скарамуша.



Tags: Масочная комедия, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Масочная комедия” Tag

  • Dell'arte в масках - 12 (и это всё)

    Жизнерадостные поселяне Театр дель арте был очень популярен в Италии в XVII-XIX веках, и потому, помимо основных масок, в разных областях и городах…

  • Dell'arte в масках - 11

    Всех побеждает любовь Несмотря на трюки дзанни и кривляния комических стариков, ни одна пьеса дель арте не обходилась без любовной интриги. Юноша и…

  • Dell'arte в масках - 10

    Комические старики Молодости и веселью в жизни часто противостоят старость и серьезность. А в театре дель арте молодым героям, любовникам и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments