qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Dell'arte в масках - 6

Луна и Петр

В каком-то смысле маска Пьеро тоже остается достаточно популярна и востребована до сих пор. Но этот персонаж заплатил куда большую цену, чем Арлекин или Полишинель - он до неузнаваемости изменился, потеряв даже родное имя.
Потому что изначально в венецианском театре дель арте эта маска носило имя Педролино. Уж таким его придумали в начале XVII века писатель Джулио Чезаре Кроче, создавший сказку Бертольдо, Бертольдино и Кассеньо, и актер Фламинио Скала, взявший образ Бертольдино и превративший его в персонаж. Это был типичный дзанни, причем скорее второй, чем первый - простонародный, глуповатый, ленивый, гоняющийся за мимолетными удовольствиями, склонный к интригам и дуракавалянию. Ну разве что слегка мечтательный и фантазер. Выделялся он разве что большим количеством вариантов - в разных местностях этот характер носил имена Пьеро, Пьерро, Пальяццио или Пальясс (то бишь Ломаная Солома - да-да, слово паяц именно отсюда), Бажьяццио или даже Бураттино. В конце концов, самым популярным вариантом его имени стал Педролино.


Педролино (модерн эдишн)

Главный внешний атрибут Педролино - отсутствие маски. Отчего-то именно на эту роль начали брать молодых и симпатичных парней, и это стало неприменным условием сего амплуа. Весь маскарад ограничивался напудренным добела лицом, которое гармонировало с белым колпаком, рубахой и штанами. Однако сицилийский вариант Педролино, Пеппе Наппа, носил синий костюм - но тоже обходился без маски. Еще одно неприменное условие - песни и танцы, ибо зачем выводить на сцену смазливого паренька и не давать ему щипать сердца зрительниц? Видимо, поэтому у Педролино появилась во многих вариантах постояная супруга - Францешина (одна из разновидностей Коломбины), а то и Фламиния (вообще вторая возлюбленная).



И так бы бултыхался итальянский Педролино в водовороте многочисленных вариаций, когда бы не попал в составе трупп итальянцев на гастроли (а потом и на ПМЖ) во Францию. Тут с ним произошли коренные преобразования. Во-первых, выветрились все хитрости, неоднозначности и бурлескности - Пьеро (это имя прижилось в стране сыра и лягушек) или, в некоторых иных вариантах, Жиль стал грустным меланхоликом, страдающим от любви. Причем уже не к супруге, а, для пущего комического эффекта, к некоему идеальному образу - даме, которая ему во всех смыслах не ровня, а затем и вообще - к Луне. Именно такого Пьеро все мы знаем по сказке о золотом ключике, грустного меланхолика во всем белом, поющего печальные вирши собственного сочинения лунными ночами... За что все остальные персонажи над ним потешаются, колотят, разыгрывают и пр.


Классический Пьеро

Удивительно, но именно такой образ оказался востребован массовой культурой - вплоть до ужасающих пошлостей Серебряного века про Пьеро и Луну. Вплоть до того, что нынешний Белый клоун - это Пьеро (а Рыжий, соответственно, Арлекин). Таковы они - причудливые течения высокого искусства комедии...

Tags: Масочная комедия, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Масочная комедия” Tag

  • Dell'arte в масках - 12 (и это всё)

    Жизнерадостные поселяне Театр дель арте был очень популярен в Италии в XVII-XIX веках, и потому, помимо основных масок, в разных областях и городах…

  • Dell'arte в масках - 11

    Всех побеждает любовь Несмотря на трюки дзанни и кривляния комических стариков, ни одна пьеса дель арте не обходилась без любовной интриги. Юноша и…

  • Dell'arte в масках - 10

    Комические старики Молодости и веселью в жизни часто противостоят старость и серьезность. А в театре дель арте молодым героям, любовникам и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments