qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Dell'arte в масках - 2

Человеком, создавшим комедию дель арте, или, как тогда выражались, театр масок, стал Анджело Беолько, сценический псевдоним - Рудзанте, живший  и творивший в Падуе в 1502-1542 годах. Бастард местного помещика, он получил хорошее образование, но не наследство, и посему на жизнь зарабатывал, сперва играя в труппе уличных комедиантов, а затем и сочиняя для них фарсы, скетчи и даже трагические истории с убийствами. Отличительной особенностью сложившейся постепенно вокруг него труппы был простонародный падуанский диалект, репертуар, понятный и приятный простолюдинам, и неизменные типы - так Беолько назвал типажи своих артистов, каждый из которых сперва выступал в одном и том же сценическом костюме, а потом и в одном и том же амплуа.


Памятник Рудзанте в Падуе

Постепенно дела у труппы пошли в гору, и она стала выступать перед постоянной публикой - патрициями и зажиточными горожанами. А у них уже были несколько иные эстетические запросы, и Беолько вспомнил о своем образовании и стал щедрой рукой черпать из ученой комедии - пьесы обрастали сложной интригой, аллегориями, рассуждениями. Но не отрывались от бытовых реалий и диалекта Падуи, а также продолжали изобиловать трюками, танцами, песнями и пр. Неизменными оставались и типы - первые в истории дель арте маски:

  • Рудзанте - веселый бойкий малый из-под Падуи, балагур и острослов;

  • Менато - молодой сын приличных родителей;

  • Билорою - ремесленник;

  • Ведзо;

  • Корнелио, актер на роли стариков.

Труппа Беолько была полупрофессиональной - много играя во времена карнавала и праздников, в постные дни актеры занимались чем-то другим. Но на протяжении многих лет костяк коллектива сохранялся, наигрывая свой репертуар - пьесы Кокетка, Комедия без заглавия, Анконитанка, Флора, Грубые крестьянские разговоры, Забавнейший и смешнейший разговор и пр., плюс две переделки Плавта, Корова и Пьована. Рузанте горой стоял за то, что искусство должно быть современным - в прологе к одной пьесе он в образе Плавта произносил монолог о том, что в XVI веке уже нельзя тупо Плавту подражать, и сам Плавт писал бы совсем по-другому.
В общем, Беолько зажег светоч и подал пример - после его смерти нашлись и драматурги, ставшие писать в его учено-народном стиле, и труппы с постоянными типажами, подражавшими региональным особенностям и привычкам...



Tags: Масочная комедия, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Масочная комедия” Tag

  • Dell'arte в масках - 12 (и это всё)

    Жизнерадостные поселяне Театр дель арте был очень популярен в Италии в XVII-XIX веках, и потому, помимо основных масок, в разных областях и городах…

  • Dell'arte в масках - 11

    Всех побеждает любовь Несмотря на трюки дзанни и кривляния комических стариков, ни одна пьеса дель арте не обходилась без любовной интриги. Юноша и…

  • Dell'arte в масках - 10

    Комические старики Молодости и веселью в жизни часто противостоят старость и серьезность. А в театре дель арте молодым героям, любовникам и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment