qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Dell'arte в масках - 1

Комедия дель арте (commedia dell'arte) - знаменитый на весь мир итальянский народный театр XVI-XVIII веков, в основе которого лежат постоянные характеры персонажей, они же маски. Это постоянство давало актерам преимущество не париться над "характером роли" и прочей "станиславской лябудой", а также, что было весьма важно, не учить длинные тексты - поведение в типичных ситуациях, манера держаться, даже речевые особенности задавались рамками маски, и работа актера сводилась лишь к блестящим (ну, у кого чем было блестеть) импровизациям, шутко-трюкам и следованию основным перипетиям нехитрого сюжета, который прописывался обычно в виде конспекта (для тех, кто за годы фиглярства еще не выучил все эти сюжеты наизусть). И еще одна важная черта - поскольку весь, без исключения, репертуар дель'арте был комическим, для развлечения почтеннейшей публики, то и маски представляли из себя утрированые шаржи, карикатуры, комические типы, подхватывавшие те или иные реальные черты, обычно отличавшие уроженцев разнообразных местностей Италии.


Персонажи ателланы на древнеримской мозаике

"Корни истоков" комедии дель арте ищут аж в античности - когда древнеримское быдло население развелкалась грубыми и непристойными ателланами (фарсы про сельских дураков) с четырьмя-пятью постоянными главными персонажами, носившими соответствующие маски (вотЪ!):

  • Макк[ус] - простофиля, сельский увалень, обжора, бабник и дурак, с ослиными ушами и горбом;

  • Букко[н] - большеротый обжора, толстяк, хвастун, трус и болтун, которому часто достаются пощечины и пинки;

  • Папп[ус] - глупый старик, богатый, но скупой, постоянно жаждущий славы и почестей;

  • Доссен[ус], или Мандукус - злобный горбатый псевдоученый-шарлатан, охотник за наживой и пустобрех, опять же не дурак выпить и пожрать;

  • Панникул[ос], или Панникет[ус], или Самнио[н] - сельский простак с трясущейся и склоненный к плечу головой в маленькой шапочке, юродивый;

  • Горгония - персонаж с огромными челюстями и большими кривыми зубами, пугавший зрителей, изображал всякую нечисть.



Однако еще при первых римских императорах ателланы были фактически разгромлены - актеры-импровизаторы позволяли себе, на потеху толпе, грубые и непристойные намеки на политические и экономические реалии и оскорбления власть предержащих. Так что вряд ли традиция комических представлений хранилась аж 12 столетий в каких-то глубоких катакомбах. Скорее можно говорить о том, что некоторые персонажи из ателланы проникли в классическую античную комедию через пьесы древнего римского автора III-II века до н.э. Тита Макция Плавта - даже его фамилия, вероятнее всего, является псевдонимом маски из ателланы (Maccius - Маккус). Эти фарсы (до наших времен дошло 20 пьес Плавта) на самом деле вельми непристойны, живобурлящи и "икрометны" - явно подражают буффонаде народных ателлан. Однако поскольку они были "нарисованы буквами", то стали частью классического канона, и высокоученые писатели, начиная с Ренессанса, старательно высовывая языки, подражали Плавту, строча фарсы различной степени грубости, напристойности и веселья.

Однако куда более популярна в той же высокоученой среде Ренессанса (а пьесы писались только в ней, потому что чтобы подражать классикам, надо было их читать в подлиннике, то бишь на латыни) была ученая комедия (commedia erudita), в которой авторы  подражали в некоторой степени антиподу Плавта - Публию Теренцию Афру, который вдохновение черпал из творчества греков, в основном Менандра, не самым хитрым способом: из двух-трех Менендров производил одного Теренция. К тому же Теренций сглаживал углы и настаивал, что смеяться надо не "грубостям всяким нехорошим", а комическим ситуациям (комедия положений). А поскольку представление о профессиональной стороне народных увеселений ученые мужи имели в лучшем случае лишь как зрители, то комедии у них получались не сильно сценические - перегруженные сложными интригами, запутанными поворотами сюжета, показом эрудиции автора, длинными монологами, аллегориями и пр. Даже в лучших образцах, типа комедий Никколо Макиавелли или Пьетро Аретино, это сильно заметно.

И так они текли себе параллельно, не пересекаясь - высокий и низкий штили - пока не появился в Венеции один выдающийся человек своего времени...

Tags: Масочная комедия, Рытературное
Subscribe

Posts from This Journal “Масочная комедия” Tag

  • Dell'arte в масках - 12 (и это всё)

    Жизнерадостные поселяне Театр дель арте был очень популярен в Италии в XVII-XIX веках, и потому, помимо основных масок, в разных областях и городах…

  • Dell'arte в масках - 11

    Всех побеждает любовь Несмотря на трюки дзанни и кривляния комических стариков, ни одна пьеса дель арте не обходилась без любовной интриги. Юноша и…

  • Dell'arte в масках - 10

    Комические старики Молодости и веселью в жизни часто противостоят старость и серьезность. А в театре дель арте молодым героям, любовникам и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments