qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Семеро против, ваших нет

"За гуманизм и дело мира отважно борется сатира" (с) Я люблю сатирические произведения и писателей-сатириков (только не путайте, как это до сих пор делают в России, сатириков с авторами дешевых и пошлых эстрадно-харчевенных скетчей). Потому что они (произведения и писатели) бывают какими угодно, только не скучными. Водит пером сатирика сарказм, сардоническая желчь, тонкая ирония или даже добродушный юмор - это всегда признак неравнодушия к тому, о чем он пишет, страсти, порыва, душевных переживаний. Когда раздается со страниц очередной крик души "так жить нельзя!" - это всегда верно как минимум в отношении автора, который уже не может терпеть.
Ну и если говорить о сатире, то одна из самых мощных мировых ее школ давно уже расположена в Англии. А одна из любимых мишеней английской сатиры - снобы, люди, отчаянно пытающиеся затесаться в ряды "высшего света" просто потому, что "в обществе так принято" - преклоняться перед "элитой". Раньше объектом стремления снобов была аристократия, элита по рождению, но в ХХ веке появилась "новая знать" - люди "высокой культуры"...
Именно против снобов "нового типа" заострил свое ядовитое перо классик британской литературы Ричард Олдингтон в романе "Семеро против Ривза". Сюжет довольно прост - некий делец средней руки из Сити мистер Ривз в 1936 году решил выйти на покой и зажить в свое удовольствие. Правда, как оказалось, удовольствие ему обычно доставляют вещи весьма прозаические - еда, выпивка и болтовня с друзьями, но на заслуженном отдыхе времени столько, что такими способами его до конца никак не убить. И тогда жена мистера Ривза, миссис Ривз, решает приобщить мужа (а заодно и приобщиться сама) к "интеллектуальной элите" - писателям, музыкантам, художникам, дизайнерам. Но поскольку и сам мистер Ривз, и его жена о "высоком искусстве" имеют самое неопределенное представление, ими быстро завладевают шарлатаны, скрывающие за "новыми веяниями и отрицаниями пошлой рутины старых школ" свою духовную импотенцию, а на самом деле озабоченные тем, как бы выцыганить у мистера Ривза двадцатку-другую (впрочем, ставки, то бишь суммы, постоянно растут).
И вот практичный, неглупый, но банальный и абсолютно непоэтичный Ривз барахтается в сиропе лондонской богемы, рискуя утонуть, то бишь лишиться всего, что нажил честным трудом... А перед нами проходит галерея "модернистов", распускающих перья, как павлины, и свято верящих в то, что они (и перья их) - орлы. Олдингтон, сам отдавший молодость "модернизЬму и имажинизЬму", саркастически беспощаден и убийственно сардоничен в описании "культурных паразитов" - иногда даже создается впечатление, что, несмотря на его пошлость и банальность, мистер Ривз вызывает у него куда больше сочувствия, чем "признанные и непризнанные гении нашего века"...
В общем, смИшно, забавно и местами даже ферично. Мне понравилось.



Tags: книжки
Subscribe

Posts from This Journal “книжки” Tag

  • Как выгоняли Сталь

    Французская "писательница буков" Анн[а]-Луиз[а] Жермен[а] дe Ста[э]ль-Хольштайн (для маниакально боявшейся нерусских слов публики XIX века…

  • Черный Принц "белых отрядов"

    Английское средневековье - не самая любимая тема для российских историков ("сильно мягко" говоря). Положение худо-бедно спасают (именно что…

  • Хорошая девочка Рейли... А чем же она хороша?

    Не знаю, заметили ли вы, но издательство " Молодая гвардия", выпускающая серию " ЖЗЛ", давно и плодотворно сотрудничает с ФСБ - и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments