qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Адмирал четырех флотов: Томас Кохрейн



Наверное, немного в истории людей, ставших прототипами аж целых двух литературных персонажей, причем весьма известных. Два самых известных моряка парусного флота в мировой литературе и кинематографе, капитан Джек Обри и адмирал Горацио Хорнблауэр, "произошли" от одного "родителя", адмирала Томаса Кохрейна.
Родился в Шотландии 14 декабря 1775 года. Вопреки распространенному заблуждению о том, что все таланты рождаются в трущобах, а все бездарности - в аристократических семействах, Том вырос в самой что ни на есть "сливочной" шотландской семье - Кохрейнов-Дандоналдов. в ней имелись графы, адмиралы и генералы, и посему мальчик (один из шести братьев) не имел проблемы с "путевкой в жизнь" - 6 лет от роду был записан во флот и "служба шла" (ага, не только в России существовал этот чудный обычай). Так что в 17 лет юнош очутился в чине мичмана на фрегате "Хайнд" (6 класс), которым командовал его дядя, капитан Аласдер (Александр) Кохрейн. С дядей же "в нагрузку" он вскоре "перешел" на фрегат "Фетида" (5 класс). Через 2 года, в 1795, он стал и.о. лейтенанта (то есть, кандидатом на прохождение экзамена - в английской системе морских чинов сам черт ногу бы сломал - отдельный разговор для желающих). В 1796 году успешно экзамен сдал и стал лейтенантом, а также перевелся на линкор "Барфлёр", флагман адмирала Джорджа Эльфинстона, лорда Кейта.
Казалось бы, ровная и гладкая стезя аристократического карьериста плавно ведет юноша наверх. Но тут-то и проявилась "гнилая" черта упрямого шотландца - строптивость и неумение ладить с начальством. Он попадает под военный суд с обвинением в "неуважении" к первому лейтенанту "Барфлёра" Филипу Биверу (будущему капитану и в целом заслуженному моряку, удостоившемуся собственной статьи в Англовикии). Но аристократическое происхождение и многочисленные родичи спасли строптивца - суд "вынес ему выговор".
В феврале 1800 года случился звездный час лейтенанта Кохрейна - он возглавил призовую команду на захваченном французском линкоре "Женерё". Корабль попал в жуткий шторм и уже собирался честно пойти ко дну, но усилиями Томаса и его младшего брата Арчибальда (работавшего как простой матрос - команда была очень мала) удалось-таки привести его в порт. За что Кохрейн был произведен в коммандеры (промежуточный чин между лейтенантом и капитаном - не путать с коммодором!) и получил свой первый корабль - 14-пушечный шлюп "Спиди" (корабль с уникальной судьбой - захваченный у французов еще во время ВзН США, он затем в был ими отбит (см. ниже), а потом "подарен" флоту... Папского государства, пробыв в нем последние два года "жизни").
Попав на Средиземное море, молодой капитан "развернулся", начав приключения, многие из которых затем и были описаны в похождениях вышеуказанных персонажей. Когда, например, большой испанский корабль "подловил" "Спиди", капитан его вывесил датский флаг и объявил, что на борту чума. Испанцы поостереглись нападать, но поверили не до конца и продолжали "сопровождать" шлюп. Тогда Кохрейн ночью соорудил плот, вывесив на нем" кормовые огни", и пустил его под парусом. Испанец ушел за "обманкой", а англичане улизнули.
В феврале 1801 года шотландский моряк влип в новый скандал. На Мальте он пришел на костюмированный бал, одевшись простым матросом. И некий французский офицер-роялист решил "поставить на место" наглого простолюдина... Закончилось дуэлью, в которой коммандер ранил француза. В том же году Кохрейн и его команда совершили один из самых удивительных морских подвигов в истории. Имея 14 пушек и 54 человека команды, они захватили испанскую шебеку "Эль Гамо", имевшую 32 орудия и 319 человек экипажа. В общем, за 13 месяцев командования "Спиди" Кохрейн захватил 53 корабля, пока аж три французских линкора под командой адмирала Линуа не заставили его сдаться. Это сучилось 3 июля 1801 года, а уже через несколько дней шотландца обменяли на пленного французского капитана. За все эти приключения шотландец был произведен в пост-капитаны.
Поскольку был подписан Амьенский мир, Кохрейн решил "подтянуть образование" и поступил в Эдинбургский университет, где проучился до 1803 года, когда снова началась война с Францией. На протяжении ряда лет он последовательно командует уже в капитанском чине на Средиземном море фрегатами "Араб", "Паллас" и "Эмперьёз", совершая "небольшие подвиги в контексте". В том числе и "повторил" достижение Федора Ушакова, захватив с моря (при помощи испанских партизан) крепость Монгат, а затем принимал участие в обороне крепостей Росас и Кастель-де-ла-Тринидад. В этих "прибрежных операциях" он проявил себя хитрым тактиком, умеющим тщательно разрабатывать планы и сводить потери к минимуму, достигая максимального результата. Разозленные французы прозвали его "Лю де Мэр" - "Морской Волк", и именно из-за сходства с повадками этого хищника (фразеологический оборот, означающий просто старого моряка, еще не прижился в то время).

(Продолжение следует)
Tags: наполеоника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments