qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Моголы великие и ужасные - 10

Аллах и Акбар

Подавивши врага внутреннего и внешнего, Акбар принялся за реформы (рыдайте, "крепкоруколюбы" - он не ваш кумир, он проклятый либераст!). Для начала следовало навести порядок в административных делах. Вся страна была разделена на "императорский домен", доходы с которого шли напрямую в казну, и наделы - джагиры, которые выдавались служилой знати как раз за ее службу. Доходы тут собирали и отправляли в казну владельцы - джагирдары, получая за то заранее оговоренную часть в качестве содержания себя и отряда воинов, которые требовалось выставлять по требованию падишаха. В отличие от "стародавних времен", обе цифры - доход джагирдара и число воинов в его отряде - фиксировались в зависимости от размера джагира, получив наименование джат и савар. Отныне все госслужащие империи, даже художники в Фатехпуре, имели джат - сумму содержания, а те, кто служил в войске, еще и савар - количество приводимых на смотры и войну людей. Собственно, наличие савара и отличало военных служащих от гражданских. Причем и джат, и савар можно было повысить самым простым и доступным способом - многочисленными подарками на специальных церемониях, устраивавшихся несколько раз в год. А чтобы особо борзые карьеристы не хапали ртом, джагир не сделали неотторжимым - после смерти держателя большая его часть возвращалась в императорский земельный фонд.


Могольские воины

Всё для той же цели - чтобы исключить махинации при сборе войска, ввели обязательное клеймение всех лошадей и первые в мире словестные портреты воинов: "Камр Али, сын Мира Али, сын Кабира Али, лицо желтое, плоское, лоб широкий, глаза бараньи, нос торчком, усы и борода черные, правое ухо отсечено мечом".
Таки "исчерпывающие сведения" и необходимость их хранить, обрабатывать и использовать, естественно, породили гиганскую бюрократию и волокиту. Например, чтобы получить свое ежегодное жалование, любой обладатель джата должен был получить разрешение падишаха, занесенное в ежедневные официальные записи, затем сделать из них извлечение, которое должны были завизировать три чиновника, затем копиист делал краткую копию, визировавшуюся четырьмя чиновниками и печатью главного визиря... И это было только начало - далее бумага и ее хозяин путешествовали по военному и финансовым ведомствам, пока, наконец, не поступали в канцелярию казначе как платежный документ - и только тогда служащий мог получить-таки свои деньги...
И центральные, и провинциальные органы были разделены на четыре ведомства: диван занимался финансами, мир бахши - военными делами, мир саман - промышленностью, торговлей и транспортом, садр (кази) - правосудием и делами религий. Последние в 1575 году так захватили внимание Акбара, что он повелел выстроить специальное здание для религиозных диспутов - ибадат-хану. Там срались друг с другом в присутствии падишаха сперва представители разных течений ислама, а потом к ним присоединились и индуисты, зороастрийцы, джайны, иудеи и даже три отца-иезуита из Португалии, добравшихся до империи Великих Моголов. Цель у Акбара была грандиозная - создать глобальную синкретическую религию "для всех".


Аллах Акбар и твари его...

И он своего "добился" путем "постепенных мер". Для начала в 1579 году вышел махзар - "указ о непогрешимости", который предписывал в случае религиозных разночтений в любом вопросе (а в каком и когда их не было?) теоретического ислама считать истинным мнение самого Акбара. С 1584 года было отменено летоисчисление от Хиджры - взамен него введена эра от восшествия на престол самого Акбара (скромненько так). А еще падишах велел чеканить монету с надписью "Аллаху Акбар", отчего правоверные мусульмане падали в обмороки - ведь ее можно было прочесть и как "Акбар бог".
В итоге же родилась Дини Ллахи - новая "вера Акбара", представляющая из себя по сути просто отказ от большей части религиозных догм и запретов ислама, позволяющее его "вольное, свободное и весьма широкое" толкование, вплоть до обожествения фигуры падишаха. И что характерно - богословы и адепты религии, нынче падающие шеренгами в обмороки (со взрывчаткой на поясе) от карикатур и шуток по радио, при Акбаре не особо-то и пикнуть себе позволяли вне узкого круга "посиделок единомышленников". Грандиозные восстания и революции мусульман Индустан не захлестнули...

Tags: Истории государств нероссийских, Моголы и все-все-все
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments