qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Моголы великие и ужасные - 9

Смешались в кучу боги, люди...

Одной из "фишек" самостоятельной политики Акбара как падишаха стала веротерпимость - никогда ни до, ни после него в административных структурах империи не трудилось так много индусов. Он даже отменил ненавистную джизью - налог на немусульман, один из "столпов ислама" с самого начала появления всех мусульманских государств в мире. "Гламурно-романтичные хистореги" связывают это с "глубоким чуЙством" падишаха к его третьей жене, Раджкумари Хире Кунвари Сахибе (Харша Бай), также известной как Джодха, дочери раджи Бхармала, получившей после брака "приличное имя" Вали Нимат Хамида Бану Мариам уз-Замани-бегум Сахиба, но до конца своей жизни исповедовавшей индуизм. Падишах-де даже разрешил ей отправлять религиозные обряды во дворце. Однако в этом случае телегу ставят впереди лошади - Акбар с детства был не просто равнодушен к религиозным спорам, у него имелась идея-фикс объединить основные религии его государства в нечто едино-синкретическое. Ну а женитьба на дочери раджи-индуса стала политической необходимостью - Раджастхан был стратегически важным регионом с воинственным индуистским населением, которое следовало "приручить".


Джодха, она же Мариам уз-Замани, она же Харша-бай она же Зофия Панеяд

Впрочем, покорились отнюдь не все раджпуты и не сразу - воинственный и могучий раджа Удай Сингх пронаделся на толстые стени крепости Читор. 24 октября 1567 года Акбар обложил крепость и подверг ее правильной осаде - с бомбардировками и строительством осадной башни, с которой лично стрелял из любимого мушкета "Санграм". 23 февраля (оцените дату) 1568 года пуля из "Санграма" попала в лоб коменданту Читора, после чего твердыня сдалась. Акбар показательно развалил все стены, а его преемники впредь никогда их не восстанавливали - "чтобы помнили"...
Затем падишах повелел окончательно перенести административную столицу империи из Дели в Агру, но очень быстро его укусил "клещ каменного величия", и по приказу Акбара выстроили Фатехпур - большую и абсолютно новую Астану столицу (заброшенную после его смерти, и в таком состоянии до сих пор отбивающуюся от набегов полчищ туристов). Посреди всего этого свежевыстроеного и нововыкрашенного Великого Могола посетил дух Бабура - он захотел "нарисовать историю своей жизни". Но поскольку был неграмотным, то повелел, чтобы отряд писцов ходил за ним ежедневно и буквально претворял в жизнь заповедь "это надо запомнить! - лучше запиши". Итогом стала грандиозная (и официозная) летопись "Акбар-наме", переписанная и отредактированная Абу-ль Фазлом Аллами (правда, поскольку он умер за несколько лет до Акбара, дописывали ее некие усердные анонимы).



Еще одной "фатехпурской штуко-дрюкой" стало специальное ведомство художников - именно при Акбаре появилась "могольская живопись", представлявшая собой симбиоз персидской книжной иллюстрации с индийской живописной традицией. Поскольку художниками были индусы, им было "моночленно" на исламский запрет изображать людей и зверей, и именно этому мы должны сказать спасибо за реалистичные и красочные образы Моголов и их окружения, дошедшие до нас.


Типичный образец "куртуазной живописи" - Акбар и его самые любимые жены (увы, но все 300 не влезли)

В целом же Акбар оставался всё тем же раздолбаем любителем "мускульных развлечений". Настоящей страстью его стала игра в поло, и он даже придумал свое ноу-хау - играть мячом из тлеющего твердого мха теперь можно было и в темноте. А кто, по мнению падишаха, недостаточно отдавался игре - того могли и услать от двора... в Мекку, чтобы было время подумать о правильности такой жизни.

Tags: Истории государств нероссийских, Моголы и все-все-все
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments