Categories:

Проторетрокнига - 12: Тысяча и один год

"Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь", и кое-что из что-нибудя мы юзаем когда-нибудь…

Что приходит вам на ум, сеньоры, сеньориты, сэры, пэры, мушкетёры, при словах «Западноевропейское Средневековье»? О да, туча ассоциаций – рыцари, каменные замки, крестовые походы, монахи, трубадуры и прочие вольные каменщики. «Да будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает!», «А всё-таки она вертится!» и «Я говорю с дамами по-французски, с моей лошадью по-немецки, а по-испански – с богом».

Что приходит вам на ум, о драгоценные, полудрагоценные и просто красиво ограненные алмазы, сапфиры, смарагды и хризопразы моего сердца, печени и грудобрюшной преграды, при словах «средневековый Ближний Восток»? Ассоциаций снова целое "Мертвое море" – мамелюки, янычары, одалиски (ну, которые в гаремах), верблюды и прочие багдадские воры... «Тысяча и одна ночь», Синдбад-мореход, Гарун ар-Рашид (эти "трое" – один человек), джинны и Иблис.

Что приходит вам на ум, о мои яшмовые листья нефритовой вишни, осыпающиеся на керамзитовый (ой!) изумрудный ковер шелковой травы, при словах «средневековый Дальний Восток»? Терракотовая армия, самураи против ниндзя, белый слон, всадники Чингисхана и прочие рикши и гэйся... Лягушка прыгнула в старый пруд, затаившегося тигра выследил крадущийся дракон, а всем "ниндзям" (они везде!) насовал во все пазухи Хон Гиль Дон.

Вот видите, как много вы знаете о Средневековье (поблагодарите меня за законный повод для гордости). И теперь… А что приходит на ваш ум при слове «Византия»? (Далее следует минута молчания.)

Попытались? Что там? Вещий Олег какой-то там щит неизвестно зачем куда-то приколотил? И неразрешимые сомнения при вопросе «Константинополь, Истамбул и Царьград – это три разных места или одно и то же?» Поразительно, правда, как мало мы знаем о могучей империи, просуществовавшей 1 000 лет и подарившей нам (ну, вам, я-то атеист, слава богу) ту самую православную веру, которой вы так горды, хотя знает большинство из вас о ней немногим больше, чем о Византии.

И потому воспользуйтесь шансом закрыть этот зияющий и от того еще более досадный пробел вашего образования – прочтите книгу Джона Норвича под названием «История Византии». Успокойтесь – Норвич не из тех, кто мучает читателей «социально-экономическим развитием приграничных городов», «особенностями "переднесреднего" периода церковной архитектуры» или «генезисом философско-этических представлений о божественности власти городских полицмейстеров». Он из тех, кто понимает историю в довольно старомодном, но очень уютном и комфортном для восприятия ключе – как повествовательный и увлекательный рассказ о людях, в основном чем-то прославившихся, и о том, как они все «жили-были и умерли-бумерли». В общем, не пожалейте времени – прогуляйтесь вместе с сэром Норвичем по «тысяче и одному году» византийской истории.