Не прошло и трех дней после боя у вади Маджид, как воздушная разведка ЗПС обнаружила новый лагерь сануситов. Туда был выслан мобильный отряд, разграбивший его 30 декабря 1915 года — 100 верблюдов и 500 овец уведены, бедуины драться запугались. 1 января 1916 года летчики нашли исчо один лагерь, но сперва были дожди, потом земля сохла, и мобильный отряд добрался в Джебель-Ховеймиль токмо 13 января — большой лагерь был брошен, но удалось найти и пограбить несколько мелких. 16 января колонна вернулась, приведя 35 пленных, 140 верблюдов и 50 «крупных рогатых скотов» (уж ХЗ, что в Северной Африке под ними понимают).
Джафар аль-Аскари
Настоящее же дело случилось, когдамест 19 января воздушная разведка накрыла большой лагерь в Халазине, в 35 км от Мерса-Матруха. Туда отправились две колонны, пехота и кавалерия, но из-за дождя не смогли выступить грузовики «скорой помощи» и бронемашины. Утром 22 января начался бой — сануситы ловко отступали на подготовленные позиции, отпуливаясь из трех пушек и пяти пулеметов. Бедуины даже несколько раз обошли наступавших «анзаков» с фланга, и бой принял «рваный вид». Однако подошли сикхи и отогнали сануситов в пустыню. Кавалерия не смогла их преследовать, ибо после дождя было грязно. Бедуины потеряли около 200 убитых и 500 раненых, британцы 31 убитого и 291 раненого.
Возросшая роль воздушной разведки вынудила британцев выслать на побережье гидроавианосец «Бен-май-Кри», с 6 гидросамолетами на борту. Обследуя прибрежный районы промеж Соллумом и Сиди-Баррани, летчики спалили лагерь сануситов на 1 500 воинов во главе с самими аш-Ашрафом, Нури Киллигилем и Джафаром аль-Аскари в оазисе Агагия. Была сформирована и послана колонна во главе с командиром 1-й южноафриканской бригады генерал-майором Хенри Тимсоном Люкиным числом в 1 400 человек. 25 февраля они остановились на дневку, после которой намеревались напасть на врага. Однакож османские командиры уже были в курсе о их приближении и решили ударить первым — в 17:50 25 января начался Бой у Агагии (он же у Бир-Туниса), а Аш-Ашраф со стражею отскакал в безопасное место в 30 км к югу.
Гидроавианосец «Бен-май-Кри»
Нападение на лагерь британцев не увенчалось успехом — сануситы увлеклись фланговыми обходами и получили прорыв центра. Аш-Афраш с бедуинами своими ускакал на юга, а османские офицеры с матчастью и «регулярными» убежали к побережью. Там их 26 января догнал Люкин и окружил у Сиди-Баррани. Киллигиль героически… сбежал с регулярным батальоном, бросив Аскари с небольшим отрядом, который после «епически-киношной» рубки «шаблЯми на кОнях» с британцами был взят в плен. Британцы потеряли 47 убитых и 163 раненых, а сануситы около 500 убитых и раненых и 39 пленных.
Бой у Агигии стал «переломным Курскомейном» — сануситы лишились выхода к берегу моря и перестали получать помощь от османов и немцев. 28 февраля войска ЗПС вошли в Сиди-Баррани, 13 марта — в Соллум, к западу от которого напали на сануситов, захватили три их пушки, девять пулеметов и 250 000 патронов. А еще узнали о том, где держат пленных моряков с кораблей, потопленных германскими подводными лодками — 17 марта 91 призонёр (еще четверо умерли от голода) был спасен и увезен в Александрию. Аш-Ашраф ускакал в южные египетские оазисы и делал оттуда мелкие набеги. Сие надоело командованию ЗПС, и 17 октября 1916 года летучий отряд из 60 человек на 12 мотоциклах и шести грузовиках «Форд» с бронеавтомобилем «Роллс-Ройс», с двумя пулеметами «Виккерс» и двумя «Льюисами», за которыми следовала рота Верблюжьего корпуса, налетел на оазис Дахла, где сануситы устроили штаб-квартиру.
Хенри Люкин
Боя не случилась — бОльшая часть бедуинов смылась в оазис Сива, 210 бойцов и «несколько подозрительных гражданских лиц» были взяты в плен. В январе 1917 года британцы прознали, что аш-Ашраф с 1 200 вассалов намеревается сбечь из Сивы в Джагбуб, и решили его перехватить — на сей раз использовались только бронеавтомобили. 3 февраля британцы въехали в оазис Сива и соседний с ним оазис Гирба и погнали оттуда сануситов. В итоге до 8 февраля оазисы были очищены — 40 бедуинов и 40 верблюдов убиты, 200 человек ранены, британцы отделались тремя ранеными. Среди сануситов всё бОльший авторитет начал завоевывать кузен и зять аш-Ашрафа, Мухаммад Идрис, который с самого начала войны выступал за мир с англичанами.
Куда удачнее бились сануситы с итальянцами — вынудили тех покинуть крепость Бу Нджем и вообще уйти в 1916 году из Киренаики, вторгались в Триполитанию и «держали там фронт» до конца войны. Теперь у бедуинов снова появились порты на побережье, и немцы с османами еженедельно присылали подлодки со снабжением — в пески Ливии попали (и были там брошены в ходе боев, а потом найдены «полевыми копателями») российские «трехлинейки», захваченные австро-венграми на Восточном фронте и переправленные в Африку. 13 сентября 1915 года некий «авторитет» Халифа бен Аскер вторгся в Тунис, но был «зачморен» и тамошними берберами, и самими сануситами, не желавшими ссориться с французами до кучи всего. Халифу арестовали и увезли назад, а его «отряды» вывели из Туниса.
Агагия и окрестности Сиди-Баррани (кликабельны)
Закончились «маленькие подвиги маленького народа в пустыне» тем, что Идрис инициировал переговоры с англичанами весной 1916 года. Но тогда один из его мелких родичей перебежал к итальянцам и «опозорил» зятя вождя ордена, так что новые переговоры удалось затеять только в апреле 1917 года, когда сануситы ушли из египетских оазисов. 12 апреля был заключен договор, по которому Мухаммад Идрис объявлялся амиром (князем) Киренаики, а также ему разрешили удерживать оазис Джагбуб и торговать в Соллумском порту. Взамен он отдавал всех военнопленных и обещал выгнать всех османских и немецких военных советников.
Через два дня аналогичное соглашение было подписано с итальянцами. Оставался еще не признавший соглашения аш-Ашраф, но в марте 1918 года он, передав всю светскую власть кузену и оставив себе только полномочия главы религиозного ордена Санусия, вообще уплыл в Стамбул. В Африку он более не вернулся — Ататюрк выгнал его из Турции, и он перебрался в Хиджаз, где и помер в 1933 году.