qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Нету снега - есть лишь негус - 4

Духовное бесскрепство

Ставши негусом, Сусныйос показал, что понял главную ошибку Зэ-Дынгыля - нельзя "отрываться от народа", то бишь от аристократов. Поскольку задобрить духовенство после убийства абунэ было "проблематично", император бросился обхаживать знать - ытеге Марьям-Сыну (вдову Сэрце-Дынгыля) и ее креатур. Но на ключевые посты "для надежности" посадил четверых своих младших братьев. Зато отменил все радикальные указы прошлого негуса и не лез более в права и привелегии расов. Также Сусныйос построил новую столицу, Дэнкэз (Данказа). А поскольку церковь не спешила любить нового монарха, он решил натравить на нее галла (оромо) - отбирал монастырские земли и сажал туда своих "диких друзей", переселяя их с границ в глубь государства.


Селение оромо (галла)

Такая политика привела к постоянным восстаниям "ширнармасс", подогреваемых, с одной стороны, обидой на "произвол помещиков", с другой - недовольным духовенством. В 1619, 1620 и 1629-1632 годах происходили самые крупные бунты в провинциях Шоа и Ласта. А в 1616 и 1626-1627 годах Сусныйос "окончательно ликвидировал" княжество фалаша, разгромив его последнего независимого правителя Гедеуона. С тех пор фалаша были подчинены центральной власти, а их положение в обществе постоянно "закручивалось гайками".
Из-за вражды с церковью негус продолжил линию Зэ-Дынгыля во внешней политике - слал "позитивные" послания в Европу, приглашал и привечал католических миссионеров, и в конце концов дошел до открытого поощрения перехода своих подданных в католицизм. В 1621-1622 году Сусныйос и несколько его приближенных были тайно "перекрещены" иезуитами по католическому обряду.
А православное духовенство в эти годы никак не могло выступить "единым фронтом против тлетворного влияния гей-ропы" - раскол между "умеренными-шоанскими" и "радикальными-годжам-тиграйскими" (получившими наименование тоухадо и кыбат соответственно) всё ширился. Посему сравшиеся дружка с дружкой ычегэ и абунэ ничего не могли противопоставить увеличивавшемуся представительству иезуитов, которое уже возглавлял присланный из Рима "патриарх Эфиопии" Афонсу Мендеш. Абунэ Сымон, конечно, решил повторить трюк с отлучением негуса от церкви, но на сей раз не сработало - в новом сражении "духовноскрепские" войска были разбиты полчищами галла (которым было пофиг на амхарские религиозные "загоны") и гвардией императора, а Сымон убит. Второй глава Эфиопской церкви подряд погиб от рук солдат Сусныйоса...
Наконец 17 января 1628 года негус официально перешел в католицизм и подписал унию с Римом, обязав всех эфиопов "перекрестится" под страхом жутких казней. И тут уже "темный народ" поднялся по всей Эфиопии - беспрерывные толпы мятежников накатывали на столицу, чтобы истребить "Алауи-Нэгусэ" (Царя-Еретика), который едва успевал их побивать. Ситуация ухудшилась, когда на сторону "независимого православия" перешел принц Фасиледэс (Василид), наследник Сусныйоса - абунэ короновал его в 1630 году как "альтернативного императора".


Великой дружбы "промежду церквей" в XVII веке не случилось

В итоге в 1632 году, так и не дождавшись испанно-португальских терсиос, Сусныйос капитулировал - публично признал ошибочным заключение унии с Римом и объявил свободу вероисповедания, после чего сложил с себя полномочия и передал трон Фасиледэсу (а через два месяца тяжело больной экс-император умер). Духовно-православные скрепы были спасены...

Tags: Истории государств нероссийских, Эфиопы и эфиопки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment