qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Нету снега - есть лишь негус

Опа, опа, все мы эфиопы

Эфиопия - страна настолько уникальная, что ее можно всю помещать в музей под стекло, особенно ее историю. Название страны - древнегреческое, дословно "Земля людей с обожженными лицами". А восприняло его местное население вместе с христианством, которое проникло в древнее царство Аксум в 330 году. С тех самых пор ведет свою самостоятельную жизнь Эфиопская православная церковь, которая относится к миафизитским и дохалкидонским (кому очень интересно, что это такое - погуглите, я это в двух словах объяснить не в состоянии, ибо православной теологией не загоняюсь), единственная в Африке самостоятельная государственная (хотя до середины ХХ века структурно подчинялась Коптской церкви и патриарху Александрийскому - правда, в основном на бумаге). Возглавлял оную сперва епископ Аксума, а с 620 года - митрополит Аксума и всей Эфиопии, носивший неофициальный местный титул "абунэ" (не путать с "абуна" - почтительное обращение  к любому эфиопскому священнику).


Если кто-то сомневался - Иисус и все апостолы были-таки эфиопы...

Обитали на территории Эфиопии народы, разные по этническому происхождению и культуре, но самых многочисленных и "государствообразующих" всегда было три - оромо (на сегодня - 32% населения страны), амхара (30%) и тиграи (6%). Причем если оромо (галла) говорят на языке кушитской семьи, то амхара (амара) и тиграи (тыграй, тигринья) - семиты и близкие родственники, их языки произошли от древнеаксумского (и ныне вымершего) языка геэз (бывшего в Эфиопии на долгое время языком делопроизводства и "высокой литературы", и которым до сих пор пользуется для литургии Эфиопская православная церковь).
И если говорить о религии, то помимо многочисленных мусульман, окружавших Эфиопию со всех сторон и, естественно, проникавших и "вовнутрь", проживали там и довольно многочисленные "тутошние иудеи" - фалаша, принявшие "в незапамятные времена" иудаизм амхара и тиграи. Отношения с ними у христиан всегда были непростые, много раз вспыхивали религиозные войны, и к XVII веку они сохраняли самостоятельность на территории компактного проживания в виде отдельного княжества. (Ныне, кстати, почти все фалаша эмигрировали из Эфиопии в Израиль, породив уникальное явление "черных евреев" и вызвав даже в свое время жестокие теологические дискуссии - а можно ли их считать евреями-то?)


Тут он и обитает - черно-еврейский ЗОГ...

Аксумское царство существовало с I по Х век, пав под ударами как раз тех самых фалаша, устроивших во главе с легендарной царицей Юдифью Асагату "огненный геноцид" - сжигавших храмы, библиотеки и дворцы (собственно, прозвище Асагату на геэз и означает "Пылающий огонь") и основавшей династию князей фалаша. В XI веке поникшее знамя борьбы за "истинную православную веру" подхватили князья Ласта, основавшие новую династию Загве и "навоевавшие" себе новое государство - собственно Эфиопию (или Абиссинию (ал-Хабаш), как ее называли мусульманские соседи). В XIII веке Загве сменила новая династия - так называемая Соломонова (ее цари претендовали на происхождение от Менелика I - якобы сына царя Иудеи Соломона и царицы Савской), являвшаяся амхарской, которая и правила страной на начало XVII века. Ну а самым значительным событием в истории до этого времени была война с султанатом Адал в середине XVI века, приведшая к трагическому нашествию и геноциду эфиопов и эфиопской культуры - мусульман поддержали турки (османы), и отбиться в итоге удалось лишь при помощи португальских аркебузиров, застреливших в решающем сражении страшного султана Ахмеда Граня (Левшу). Именовался царь эфиопов торжественно - "царь царей" (то бишь император), нгусэ нэгэст, или, в европеизированном варианте, негус.


Царь Соломон в книге, написанной на геэз (предлагает порубить младенца на части)

Tags: Истории государств нероссийских, Эфиопы и эфиопки
Subscribe

  • Увидеть Абиссинию и не умереть

    Прочитал я две книжицы, небольшие такие, объединенные общей темой - путешествием в Эфиопию (а потом и по Эфиопии), рекомую до второй половины ХХ века…

  • Нету снега - есть лишь негус - 22 (финал сезона)

    Черные и белые Однако не успела еще черная нога победоносного православного воинства наступить на шею черного радикального исламизма, как…

  • Нету снега - есть лишь негус - 21

    Злой арап ползет в ночи В 1870-х годах над Эфиопией нависла одна из самых страшных опасностей в ее истории - к ней в очередной раз протянули…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Увидеть Абиссинию и не умереть

    Прочитал я две книжицы, небольшие такие, объединенные общей темой - путешествием в Эфиопию (а потом и по Эфиопии), рекомую до второй половины ХХ века…

  • Нету снега - есть лишь негус - 22 (финал сезона)

    Черные и белые Однако не успела еще черная нога победоносного православного воинства наступить на шею черного радикального исламизма, как…

  • Нету снега - есть лишь негус - 21

    Злой арап ползет в ночи В 1870-х годах над Эфиопией нависла одна из самых страшных опасностей в ее истории - к ней в очередной раз протянули…