qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Ретрокнига - 205: Бидермайер от херра Хауфа

Немецкого писателя 1820-х годов Вильхельма Хауфа у нас принято называть Вильгельмом Гауфом и считать, что он писал няшные детские сказки-мультики "Маленький Мук" и "Карлик Нос". Но даже если вспомнить другой мультик, "Халиф-аист", уже можно понять, что "ох уж эти сказочки" (лично меня в детстве этот "мутабор!" изрядно пугал...). А ежели преодолеть отвращение отравленного клипами мозга к чтению и познакомиться с такими "сказками", как "История о корабле-призраке", "История об отрубленной руке" или "Холодное сердце" (впрочем, эту, среди прочих, можно и в кино посмотреть - "Сказка, рассказанная ночью"), то станет ясно - дети тут, собственно говоря, с самого начала были не при чем.

А ведь, помимо "сказок", Хауф сумел поразительно много для своей короткой жизни (умерев в 25-летнем возрасте) написать - три сатирических романа, один исторический, один "романтический" (в жанре фентази), а также много новелл (сюжетных рассказов на "многостраниц"). Четыре из которых и вошли в сборник "Нищенка с Моста искусств", который я, будучи поклонником творчества писателя, только что прочел. Так что сегодня - о творчестве Хауфа, определяемом литератОрАведами как бидермайер - "сниженный ампир", "псевдоромантизм" и прочие уничижительные характеристики от людей, которые сами до сих пор не в состоянии дать четкое определение различия новеллы и рассказа... На самом же деле Хауф считал своим учителем великого романтика Эрнста Теодора Вольфганга (Амадеуса) Хофмана, подражая ему в сложности сюжета и ироничности стиля.

Заглавная новелла сборника "Нищенка с Моста искусств" - своего рода комбинация семейной "мещанской" драмы и "критического реализма с феминистическим оттенком". Некий таинственный "портрет незнакомки" в Штутгартской картинной галерее привлекает старого донкихотствующего испанского вельможу и мечтательного вьюноша - картина напоминает им о знаменательных событиях из прошлого, они знакомятся, и испанец рассказывает романтическую историю времен своей юности. Затем вьюнош едет в поместье знакомого барона, с которым путешествовал по Эуропам, и с удивлением находит, что жена оного (с которой феодал-недотепа обращается весьма бесцеремонно и невежливо) - точная копия портрета, с которым и у него связана одна таинственная история из жизни...

Вторая новелла "Последние рыцари Мариенбурга" - грустно-комическая рассказка "про любовь и литературу". Местную первую умницу-красавицу любят два молодых человека - скромный чиновник и бойкий придворный. Девица явно симпатизирует скромняге, но отчего-то постоянно гонит его и отсылает прочь в весьма крепких выражениях... Тем временем в печать выходит анонимный исторический роман про тевтонских рыцарей, который всколыхнул "окололитературный мирок" псевдописателей и типапоэтов, уязвленных настоящим талантом. Жесткая сатира на немецкую литературу и книгопечатание - и драматическое развитие любовного треугольника "с кульминацией" (жизнь в итоге оказывается штукой несправедливой, да).

"Портрет императора" - история про то, как некий молодой пруссак решил навестить свою швабскую родню, дядю и его дочь. Автор (сам шваб и весьма нелюбивший заносчивых прусских солдафонов) мастерскИ ведет повествование от лица бранденбуржца так, что тот, ничтоже сумняшеся, раскрывает собственную недалекость и пустоватость, не отдавая себе в них отчета. Его "устойчивое политическое кредо" вступает в противоречие с теми, с кем он общается - старый дядя-аристократ XVIII века, разоренный наполеоновскими войнами и ненавидящий ампиратора (однако же и смешные претензии пруссачества на то, что "это мы его победили" - тоже); его дочь, весьма умная особа, открытая бонапартиЗДка; старый генерал-бонапартиЗД и его сын, молодой барон, замешанный аж в каких-то "рЭволюционЭрских" делах. В итоге драматическая интрига кульминирует счастливым браком с помощью... портрета Аполиона.

"Фантасмагории в Бременском винном погребке. Осенний подарок для любителей вина" - наиболее "заковыристое" произведение, ибо автор изо всех сил пытается доказать, что писал его пьяным. Начинается с того, что некий "молодой ученый" получает странную привилегию - засесть на ночь в знаменитом винном погребе ратуши Бремена и глушить там бокал за бокалом, впадая в лирические отступления. Покуда в полночь не появляются странные посетители - деревянная статуя Бахуса, украшающая погреб, Большая Роза (старая дева, она же бочка с вином), 12 апостолов (так тоже звали местные бочки с райнвайном), а затем и каменная статуя Роланда с площади перед ратушей... В общем, "пить надо меньше - надо меньше пить".

Итого, читайте, господа, читайте - а то так и помрете, ничего из бидермейера не прочитав...



Tags: Ретро
Subscribe

Posts from This Journal “Ретро” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments