Куда кидать жезлом?
Пока взрослые дядьки занимались большой политикой, 22-летний герой Рокруа решил, что смерть сразу кардинала и короля поможет ему развестись с ненавистной женой и сочетаться узами долгожданного брака с единственной на свете Мартой дю Вижан. Но увы — оказалось, что разгромить испанскую армию для такого мало. Регентша, первый министр и отец были против — что еще за блажь у второго принца крови? Им так и не суждено было быть вместе — в 1647 году Марта уйдет в монастырь кармелиток. А ее несчастливому возлюбленному останется страдать, перетрахивая толпища нелюбимых женщин, гнобить жену и влачить жалкое существование принца-аристократа…
Утешала только война. Осенью 1643 года на Рейнском фронте у французских войск сложился полный апож. 24 ноября состоялся «двойной черный день» (и в отличие от кофе, ничего бодрящего в нем не наблюдалось) — от раны, полученной во время осады Ротвайля, скончался маршал Жан-Батист Бюд де Гебрийян, а армия под командой французского генерала (и уроженца немецких земель королевства Дании) Йоспаса (ака Йозиаса) фон Ранцау (для лягушатников, умеющих лишь квакать — Жозияс де Ранзо) была разбита у Туттлингена имперско-баварскими войсками. 15 000 немцев под командой имперского генерал-фельдмаршала Мельхиора фон Гацфельдта и баварского мастера-генерала артиллерии Франца фон Мерси за два дня из 18 000 французов 4000 убили и ранили, 7000 взяли в плен и захватили 10 орудий. Остатки армии бежали через Рейн в Эльзас. Перед кардиналом де МазарЕном стояла задача — кем заменить умершего Гебрийяна и полностью оконфузившегося Ранцау (который через два года вернет себе военное счастье и получил даже «батон маршала», но никак не раньше)?
Ответ был прост — Тюренн проделал с Рейнской армией несколько кампаний еще под командой фюрста Бернхардта фон Заксен-Ваймара, его знали в войсках, и он знал войска. Так что 17 декабря 1643 года маршал де Тюренн прибыл в Кольмар и вступил в команду своей первой в жизни армией. Но уж очень маленькой — всего около 7000 человек, и потому мало что мог сделать супротив фон Мерси с его 16 000. И потому попросил подкрепление, которое прислали — но, чтобы дать понять, как недовольны «неудачником», с начальником. Кто может командовать маршалами Франции? Конечно же принц крови — герцог д'Ангьян. И уже 2 августа 1644 года Рейнская армия выступила из Брайзаха, чтобы на следующий день атаковать войска фон Мерси у Фрайбурга. У французских командиров было около 20 000 человек, баварец имел всего 16 500, так что предпочел играть «вторым номером» и окопался на сильной позиции, господствовавшей с холмов, усиленных укреплениями. Тем не менее, д'Ангьян не захотел ждать ни минуты — как только вечером 3 августа войска подошли к вражеской позиции, он кинул их во фронтальную атаку. Тюренн сильно возражал — он знал о лощине, которая шла вокруг леса, по каковой можно было обойти позиции баварцев. Но командующий от него отмахнулся — есть лощина, так вот и 3,14здуй по ней с кавалерией, и посмотрим, кто быстрее!
Сражение при Фрайбурге (кликабельно)
В итоге французская пехота пошла в один из самых ужасных в своей истории зерг-рашей, и герцог д'Ангьян был, естественно, в первых рядах — в «поп-культуре» даже есть легенда о том, как он кидал свой маршальский жезл в гущу врагов и кричал солдатам «позорище какое! спасите меня, принесите его!». Правда, принц никогда не был маршалом (ни до, ни после битвы у Фрайбурга), так что чего он там кидал, и куда — тайна сия велика есмь... (К слову, по некоторым версиям, сей «подвиг» герцог совершил уже 5 августа — см. ниже.) Впрочем, и у «хитрого» Тюренна получилось не совсем уж здОрово — Франц фон Мерси еще раз оказался очень умным противником, приказал завалить лощину засеками и посадить за них мушкетеров, так что лихой кавалерийской атаки не вышло — пришлось ссаживать кавалерию и штурмовать врага в пешем порядке. На удобную позицию для атаки Тюренн вышел лишь к рассвету 4 августа — когда баварцы, потеряв-таки часть траншей, заваленных «французским мясом», отошли к Фрайбургу на запасные позиции. «Атака клонов» обошлась д'Ангьяну в 2500 или в 2800 убитых или раненых, его противнику — в 1100.
Пришлось потратить 4 августа, чтобы привести войска в порядок и подготовить уже новую атаку. Сражение возобновилось 5 августа 1644 года в том же стиле — д'Ангьян и его «старый дядька», маршал Антуан III де Грамон (44 года — на самом деле «самый старый» в компании 23-летнего герцога и 33-летнего Тюренна, маршал Франции с 1641 года), повели пехоту во фронтальную атаку. Правда, есть версия, что накануне на военном совете «победил разум», и было принято решение атаковать левый фланг фон Мерси, чтобы опрокинуть и прижать баварцев к Фрайбургу. Но всё это «хитроумие» сорвал глупый, но отважный марешаль де кан Роже де Боссост, сеньор д'Эспино, который, не будучи доволен пассивной ролью на правом крыле, двинулся в атаку без приказа. Так что бой скоро превратился в повторение зерг-раша от 3 августа. Далее «показания русскоязычных авторов» расходятся. Кое-кто уверяет, что успешная атака кавалерии Тюренна на подкрепления, переброшенные фон Мерси на левый фланг, решила дело, и баварцы отошли.
Па-а-а-бббббеддда-а-а!.. (кликабельно)
Другие считают, что 5 августа завершалось без результата, и лишь 6 августа предпринятое по настоянию Тюренна движение кавалерии в обход позиций Мерси вынудило баварского генерал-фельдмаршала (произведенного в 1643 году за победу над Ранцау) отступить к Вюртембергу. По версии же немецких авторов, фон Мерси сам решил отступить от Фрайбурга, ибо не хотел из-за мелкой крепости оказаться в ситуации, когда останется на поле боя победителем лишь с половиной армии. А Тюренн догнал баварцев лишь 10 августа у Санкт-Петера, где кавалеристы с обоих сторон славно порубились, но отрезать баварской армии путь отхода так и не получилось... В любом случае, Мерси оставил позиции и ушел, будучи вполне доволен результатом — за два дня боев он потерял убитыми и ранеными около 2000 человек, а французы — около 7000-8000, то бишь почти половину армии. «Победа» вполне в духе д'Ангьяна, но даже в Париже не преминули отметить, что у нее «слишком уж отчетливый привкус крови»...