Топ-10 первых министров, правителей и фаворитов XVIII века среди меня
1. Хайнрих Йоханн Фридрих, ака Андрей Иванович Остерман (1687-1747). Карьеру начал еще при Петре I, приняв участие в составление Табели о рангах и выполняя дипломатические поручения. В 1725 году стал вице-канцлером и кабинет-министром, а поскольку канцлера в стране не было, то фактически он управлял всей внешней политикой России по своему разумению. Был хитр и при каждом государственном перевороте падал в жестокой горячке, которая отпускала его только тогда, когда становилось ясно, кого надо идти поздравлять. С Бироном (друг друга оне вельми не любили) у него было "джентльменское соглашение" - он не лезет во внутренние дела, герцог не лезет во внешние. Не успел вовремя заболеть во время переворота, приведшего к власти Елизавету Петровну, и был сослан в Березов, где и умер.
2. Уильям Питт-старший, 1-й граф Чатэм (1708-1778). Несмотря на то, что был премьером всего два года, с 1766 по 1768, остается одним из самых известных глав британского кабинета всех времен. Дело в том, что Питт фактически руководил кабинетами, номинальными главами которых были Кавендиш и Пелэм-Холлс. И это было во время Семилетней войны, в которой Англия рисковала многим, и от которой многое получила. Именно Питт: 1) призвал тори и вигов сплотиться во время войны и "дружно работать ради победы"; 2) перенес внимание английской политики с европейского мясорубова на колонии, где и "отжал" основных конкурентов-французов отовсюду: Америка, Ост- и Вест-Индия.

3. Андре-Эркюль де Флёри, кардинал (1653-1743). Будучи еще не кардиналом, стал воспитателем короля-дитя Луи XV. Потому, когда мальчик вырос и прогнал с первых министров герцога де Бурбона, он сделал своего наставника сразу кардиналом и правителем Франции. Враги надеялись, что это ненадолго - дедушке было 73 года. К их беде, дедушка прожил до 90. Девиз его правления "мир и союз с Англией". Поскольку в Англии тогда правил Уолпол, который тоже войну ненавидел, этот противоестественный союз ничто не омрачало. Войну за Польское наследство Франция пережила удачно, и в целом правление Флёри сложилось неплохо. Но после его смерти король решительно заявил, что будет править сам, и пост первого министра "нафиг отменил".

4. Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693-1768). Великий канцлер Российской империи и "рулевой" ее внешней политики при Елизавете Петровне (до Семилетней войны). Поскольку главным врагом его при дворе был француз Лесток

5. Венцель Антон Доминик, князь Кауниц-Ритберг (1711-1794). Канцлер, то бишь глава МИД австрийской державы. После Войны за Австрийское наследство он познал дао - надо дружить с бывшими врагами французами против бывших друзей англичан (русские на положении друзей оставались

6. Этьен Франсуа де Шуазёль, герцог д'Амбуаз и граф Стэнвилль (1719-1785). Был "всего лишь министром иностранных дел", но поскольку являлся протеже маркизы де Помпадур, у которой король Луи XV был "вот где", то фактически самостоятельно определял всю внешнюю политику Франции. Это он заключил союзы с Россией и с Австрией во время Семилетней войны, он же заключил сепаратный мир с Англией в 1761 году, отдав Канаду, но сохранив рыбацкие базы в Сен-Пьере и Микелоне для ловли трески и сельди, без которых Франции было не жить. После войны Шуазёль реформировал армию и флот, выгнал из страны иезуитов. Сдав МИД племяннику, "скромно" занял посты военного и морского министра и завоевал Корсику. Новой фаворитке короля, герцогине Дюбарри, пришлось потратить 6 лет, чтобы свалить Шуазёля - в отставку он вышел лишь в 1770 году.

7. Роберт Уолпол, 1-й граф Орфорд (1676-1745). До сих пор остается человеком, самое продолжительное время занимавшим пост премьер-министра Великобритании (21 год), и вряд ли теперь его кто-то переплюнет. Верная опора Ганноверского дома, исповедовал принцип "у нас и без того дома куча злобных джакобайтов, чтобы мы в иностранные войны лезли". Практически уничтожил партию тори (ибо был виг) - ну кто согласится ждать 20 лет, чтобы получить власть? Толстая мишень для памфлетов великих писателей - Свифта, Филдинга, Поупа, ибо "коррупция, тоталитаризм и ментовской беспредел". Однако меценат - его "собрание искусств" внук продал Екатерине II, и... так появился Эрмитаж. Англичане до сих пор скорбят по картинам.
8. Джулио (Хулио) Альберони, кардинал (1664-1752). Иностранец-итальянец, смог, как слуга герцогини Пармской, вышедшей замуж за Филиппа V, обосноваться при испанском дворе и стать государственным министром. Его мечтой стало восстановить "могущество испанской империи", для чего он, слегка приведя в порядок дела внутренние (льстецы даже обзывали его "испанским Кольбером"), бросился в международные заговоры и авантюры. Вместе с главой МИД Швеции бароном Гёрцем они спланировали одну из самых знатных авантюр в истории - заключив мир с Россией, Карл XII должен был вместе с якобитами высадиться в Шотландии и вывести из войны Англию, а испанцы в это время нападают на Францию и Австрию в Италии. Но когда испанцы начали военные действия, то оказалось, что Карла убили, у якобитов ничего не получилось, и четыре сверждержавы (вместе с Голландией) просто надавали Испании по соплям в Войне за Французское наследство. Альберони пришлось подать в отставку и покинуть Испанию.

9. Генрих фон Брюль (1700-1763). Иногда, чтобы стать правителем и повелителем госудаств, не нужны таланты. Достаточно интриганства и жадности. Когда после смерти польского короля Августа II (он же курфюрст Саксонии Фридрих Август I) граф Сулковски помог Брюлю остаться при дворе и получить должность первого кабинет-министра, "друг" отплатил тем, что добился его опалы и остался единоличным любимцем Августа III. Руки были загребущие, глаза завидущие - в библиотеке Брюля было 62 000 томов, кормили и платили у него лучше, чем у короля, а 600 картин наследники продали Екатерине II в Эрмитаж (просто моровое поветрие по Европе). А когда солдаты Фридриха II захватили дворец Брюля, то нашли там потайную комнату, набитую... париками. Впрочем, есть версия, что "тупых на такой должности всё равно не держат" - граф Брюль был ловким дипломатом и неплохим бюрократом.

Йоханн Фридрих Струэнзе (1737-1772). В датском королевстве, как известно, всегда было гнило. Вот и король Кристиан VII приболел - завел себе любовницу-проститутку и мальчика-негра, с которыми шлялся по кабакам и дрался с полицией, и вообще "вел себя сексуально распущенно на людях" (считается, что у него была шизофрения). Тогда королева Каролина-Матильда (дочь, кстати, Джорджа III Английского) завела ему врача-немца Струэнзе. Да так завела, что скоро оказалась у него в постели. А с королем доктор... подружился. И в один прекрасный день оказалось, что Струэнзе - человек, имеющий право пользоваться королевкой печатью и издавать указы, "устно переданные ему Его Величеством". А поскольку доктор любил Просвещение, на Данию обрушились отмена крепостного права, свобода печати, сокращение госаппарата и многое иное. Но народ доктора невзлюбил, потому что "немец, перец, колбаса" (да, это было актуально даже в Дании), и вдовствующая королева, мачеха Кристиана VII, ее сын, наследный принц Фредерик (Каролина-Матильда рожала только девочек, а последнюю вообще считали дочкой Струэнзе) и "группа неравнодушных придворных" решились на переворот - заставили короля подписать указ об аресте Струэнзе, которого схватили и казнили. Брак с Каролиной Матильдой был аннулирован, ее выслали в Германию. А все реформы поотменяли.
