qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

В начале мутных дел - 12

Как правильно делать пиар (окончание)

Кстати, 19 октября 1793 года (или же 28 вандемьера II года Республики - по новому революционному календарю) капитан Наполионе Буонапарте был произведен в следующий чин шефа де батайон (командир батальона, а в кавалерии эскадрона - новое революционное название вместо старорежимного майора). Этот факт почти все исторЕГи считают пошлостью упоминать (они даже со званием капитана для своего ироя не все справляются), так что у них получается, что награжденный после успешной осады офицер "прыгнул" сразу через несколько чинов... Впрочем, не будем забегать вперед.


Жак Франсуа Дюгоммье

16 ноября прибыл генерал Дюгоммье и привез из Итальянской армии наконец двух настоящих спецов - артиллериста дю Теля-младшего и инженера шефа де батайон Армана Самюэля де Мареско. Дю Тель, как уже было сказано, умыл руки и предоставил своему адъютанту (с которым наконец-то "воссоединился") карт-бланш, не забывая приговаривать: "Нас только двое, Буонапарте и я. Если с нами случится какое-нибудь несчастье, нас никто не сможет заменить. Придется снять осаду, или же она затянется на неопределенное время". А Мареско внес неоценимый вклад, организовав первый во французской армии рабочий батальон, чем положил начало саперам как отдельному роду войск. Аполион по своему обычаю, написуя мемуары, ни слова не говорит о тех, кто "внес вклад не меньше его самого", но по службе с тех пор Мареско ценил и назначал на ответственные посты (вплоть до позорной капитуляции в Байлене, к которой приложил руку и инженер).

Дюгоммье был "настоящим генералом", наконец-то заслужившим одобрение Рабульоне, написавшего о нем в мемуаре: "Он обладал всеми качествами старого воина. Сам чрезвычайно храбрый, он любил храбрецов и был любим ими. Он был добр, хотя горяч, очень энергичен, справедлив, имел верный военный глаз, был хладнокровен и упорен в бою". На очередном военном совете было принято решение продолжать "гибридную осаду", совмещая планы д'Арсона и Буонапарте: взять Малгрейв, а затем Эгийет и Балагье; захватить укрепления на горе Фарон; усиленно бомбардировать форт Мальбуске. 11 дней Рабульоне строил несколько батарей, которые обстреливали указанные цели, и особого успеха добился на Батарее Конвента, которая в ночь с 27 на 28 ноября 1793 года нанесла такие повреждения форту Мальбуске, что командующий гарнизоном Тулона генерал-лейтенант Чарльз О'Хара собрал военный совет, на котором было решено любым способом уничтожить батарею.

 
Чарльз О'Хара в жизни и в кино

О'Хара был в своем роде личностью уникальной, и о нем стоит рассказать немного подробнее. Практически все любители псевдоисторического кино его знают - в лжекартине "ПатриотЪ"  именно он изображен самодовольным офицером за спиной английского командующего Чарльза Корнваллиса, ржущим над убогостью американских солдат (с этой ухмыляющейся мордой в Инете наделали кучу видео-мемов). Ибо бригадир (в английской армии - чин между полковником и генерал-майором, что не совсем точно переводят как "бригадный генерал") О'Хара на самом деле служил в армии Корнваллиса вторым по команде и даже представлял командующего, сказавшегося больным, во время капитуляции в Йорктауне - отдал его шпагу Джорджу Вашингтону. А 30 ноября 1793 года он зачем-то сам увязался с колонной из 7000 пехотинцев, которую послал на вражескую батарею под командой генерал-майора Дэвида Дандаса.

Началось всё довольно оптимистично - "интербригада" из британцев, испанцев и неаполитанцев захватила батарею и заклепала орудия. Однако затем порядок был утерян - солдаты кинулись грабить артиллерийский обоз. В этот момент О'Харе под шлею запрыгнуло нечто, он собрал примерно 1000 еще не совсем разложившихся морально воинов и кинулся "преследовать отступающего непрителя". Рабульоне в мемуаре нагнетает истерии: "Главнокомандующий союзными войсками генерал О'Хара поджидал подкрепление из 12 000 пехотинцев и 2000 кавалеристов. Он надеялся добиться снятия осады, захватить ольульский парк, обойти французскую армию в Италии, а затем, соединившись с пьемонтской, расположиться на зимних квартирах по Дюранс и овладеть всем Провансом". Далее, понятное дело, Париж - Отечество опасносте...


Набулионе Буонапарте под Тулоном - французский лже-патриотический кич конца XIX века (кликабельно)

Затем Набулионе смачно и тщательно расписывает свой "подвиг Иракла": "В Олиуле забили тревогу. Поднялось сильное смятение. Дюгоммье поехал по направлению атаки, собирая на своем пути войска и послав приказания придвинуть резервы. Начальник артиллерии (так себя величает в мемуаре автор - да еще и в третьем лице...) выставил на различных позициях полевые орудия с целью прикрыть отступление и сдержать движение противника, угрожавшее ольульскому парку. Сделав эти распоряжения, он отправился на высоту, находившуюся напротив батареи. Через небольшую долину, разделявшую их, от этой высоты до подножия насыпи пролегал ход сообщения, сделанный по приказанию Наполеона для подноса к батарее боеприпасов. Прикрытый оливковыми ветвями, он был незаметен. Войска противника стояли в боевом порядке Справа и слева от него, а группа штабных офицеров находилась на батарейной платформе. Наполеон приказал батальону, занимавшему высоту, спуститься с ним в этот ход сообщения. Подойдя к подножью насыпи незаметно для противника, он приказал дать залп по войскам, стоявшим вправо от нее, а затем по стоявшим влево. По одну сторону находились неаполитанцы, по другую — англичане.

Неаполитанцы подумали, что их обстреливают англичане, и тоже открыли огонь, не видя врага. В ту же минуту один офицер в красном мундире, хладнокровно прогуливавшийся по платформе, поднялся на насыпь с целью разузнать о происшедшем. Ружейный выстрел из хода сообщения поразил его в руку, и он свалился к подножью наружного откоса. Солдаты подняли его и принесли в ход сообщения. Это оказался главнокомандующий О'Хара. Таким образом, находясь среди своих войск, он исчез, и никто этого не заметил. Он отдал свою шпагу и заявил начальнику артиллерии, кто он такой. Наполеон заверил его в том, что он не подвергнется оскорблениям. Как раз в эту минуту Дюгоммье с собравшимися войсками обошел правый фланг противника и угрожал прервать его коммуникации с городом, что и привело к отступлению. Вскоре оно превратилось в бегство. Противника преследовали по пятам до самого Тулона и по дороге к форту Мальбуске. Дюгоммье в этот день получил две легкие раны. Наполеон был произведен в полковники
".


Рабульоне там же - то же самое того же времени (кликабельно)

Таким образом, за пленение в бою вражеского командующего шеф де батайон Буонапарте получил следующий чин - вот только не полковника, которого отменили вместе с майором (а подполковника вообще сократили из табели), а нового революционного шефа бригады (шеф де бригад). Через полтора месяца после присвоения предыдущего чина - космические скорости (на фоне возмущений быстротой продвижения Карто - см. предыдущую серию). Ну а Чарльз О'Хара умудрился стать единственным человеком в мировой истории, отдавшим шпагу и Джорджу Вашингтону, и Аполиону - тоже в некотором роде весьма выдающееся достижение... 11 декабря 1793 года в Ольуле был собран военный совет - из Итальянской армии пришло еще 2500 человек подкреплений (всего силы осаждающих Тулон увеличились к концу осады до 32 000 человек), и было решено не откладывать далее штурм форта Малгрейв, назначенный на 17 декабря.

С 14 по 16 декабря батареи обстреливали форт. В ночь с 16-го на 17-е французские войска (7000 человек) пошли на штурм четырьмя колоннами - две слабые по флангам, чтобы отвлекать гарнизоны фортов Эгийет и Балагье, штурмовая под командой Делаборда и резервная во главе с Набулионе. Дюгоммье шел со штурмовиками, и когда первое нападение было отбито, вскричал "всё погибло!". Но в этот миг выскочил Рабульоне с резервами, и проклятый Малгрейв был таки взят. Форты Эгийет и Балагье союзники, не надеясь их удержать, просто бросили и уплыли в Тулон. Торжествующий Набулионе поехал на Батарею Конвента, чтобы продолжать утюжить форт Мальбуске и добиваться его сдачи. Но тут пришло известие, отравившее всю радость от долгожданной победы - Ля Пуап в это же самое время захватил вражеские укрепления на горе Фарон. И никакого Мальбуске штурмовать не надо - план д'Арсона в итоге победил план Буонапарте...


Истребление французских кораблей в Тулоне (кликабельно)

Потому что в этот же день 17 декабря 1793 года военный совет в Тулоне под председательством вице-адмирала Худа решил, что далее оборонять город бессмысленно - из Эгийета и Балагье французы перестреляют флот на внутреннем рейде, если он не уйдет, а с Фарона они подойдут к старым крепостным стенам, развалить которые большого труда не составит. Было решено эвакуировать Тулон, что и было сделано 18 декабря - в этот день французские войска вошли в город. Англичане попытались потопить французские корабли, которые не смогли увести с собой, но уничтожить удалось только 9 линкоров, а 4 линкора, 7 фрегатов и 5 корветов Худ увел с собой. 14 линкоров, 1 фрегат и 2 корвета были спасены взбунтовавшимися портовыми рабочими и матросами, отогнавшими британцев (это, конечно, позор - не увести за всё время осады флот хотя бы в Испанию...). Потери в человеках за время осады составили у французов около 1700 убитых и раненых, а у союзников 1200 убитых и раненых испанцев, 700 убитых и раненых англичан, 1000 пленных сардинцев и 1500 сдавшихся роялистов.

Рабульоне в день штурма получил штыком в икру, под ним убили лошадь, и он грохнулся на землю (а нефиг изображать из себя полковника на лошади, если ты артиллерист во время штурма), сильно ушибшись. Но главное было не в этом, а быстрее приписать все заслуги себе, а не Ля Пуапу. Тут сильно пригодилась дружба с комиссарами Конвента - Саличетти и Робеспьером-джуниором (Гаспарен умер во время осады), к тому же командующий армией Дюгоммье был у Малгрейва, а не на горе Фарон, так что у него сложилось впечатление, что враг был повержен именно тут (ведь тут он сам его повергнул). Так что удалось добиться того, чтобы в Париж отослались донесения о победе в нужном ключе и с указанием нужных героев. 22 декабря 1793 года военное министерство присвоило Набулионе Буонапарте чин бригадного генерала. Так что начал осаду Тулона он капитаном, а закончил уже генералом - феерический взлет даже для тех феерических времен. Ну а про Ля Пуапа в мемуаре Аполион напишет буквально два предложения - гору Фарон взяли, ну и пес с нею. А потом, став правителем Франции и главнокомандующим, он будет бросать своего недруга на небоевые должности - комендантом крепостей да командующим тыловыми военными округами (ненадолго сверкнет Ля Пуап только в 1813-1814 году, стойко защищая Виттенберг вплоть до самого отречения ампиратора).

Tags: Аполионика, Начало буонапартово
Subscribe

Posts from This Journal “Начало буонапартово” Tag

  • В начале мутных дел - 18 (финал сезона)

    Истребитель народа своего На самом деле это уже не случайность - Буонапарте делал себе карьеру, угрожая истребить, или прямо истребляя…

  • В начале мутных дел - 17

    Господина назначила любимая жена Мысль о том, что придется служить в пыхоте и подчиняться командиру дивизии настолько угнетала Рабульоне, что он…

  • В начале мутных дел - 16

    Лишний человек (окончание) В "великом и ужасном 1793 году" вооруженными силами Франции управляли три человека - военный министр…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments