qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Святой Александр и его семейство - 20

Во славу великого каана

1257 год начался с поездки князей Александра, Андрея и Бориса Ростовского в Орду - одаривать бабку Улагчи и получать ярлыки. Глеб Василькович Белозерский ездил дальше - в Каракорум, где целовал туфли и лизал пятки каану Мунке. Такой прогиб был засчитан - князю выдали жену, монголку знатного рода, принявшую крещение и обозвавшуюся Феодорой. (Всего пятеро князей в истории женились на мунгальшах, так что прогиб на самом деле был глубокий.) Вообще, ростовские князья, забыв (и наплевав) про казненного Бату прародителя Василька Константиновича, прогибалися под мунгалов ниже всех, даже Александра Ярославича, даже московских князей позднее - так что будь у них побольше ума и амбиций, столицей России был бы нынче Ростов Великий.


Курка давай, яйки давай, млеко давай, стекляний путылк исчо не изобрели - всё равно давай... И тенге, тенге давай! (кликабельно)

Приезд Глеба Васильковича странным образом совпал (не многовато ли совпадений приездов "святых князей" со всяким случающимся овном? не приложил ли он ручонки шаловливые?) с событием, которое для Руси стало хуже и Батыевой, и Неврюевой рати. Мама Мунке явно изменяла его отцу с бухгалтером - новый каан принялся устраивать великие шмоно-переписи всего в подвластных странах, чтобы отбирать ровно десятую часть. В 1252 году переписали всё "поголовье" Китая, в 1253 году - Ирана, в 1254-1255 году - Армении, Грузии и Албании (будущего Адарбиджяна). В 1257 году очередь дошла до Руси. Лаврентьевская летопись сообщает: "Той же зимой приехали численники, исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую, и поставили десятников, и сотников, и тысячников, и темников, и ушли в Орду; только не считали игуменов, чернецов, попов, клирошан". (Как всегда в этой стране, служители культа отбежали в сторону и мирно наслаждались происходящим.)

Во Владимирской Руси перепись проходила под лозунгом "не отдашь добро - прискочут татаре с мунгалами и всё одно возьмут, токмо исчо тебя прибьют, жану и дочь снасилуют и прибьют, а детей собакам кинут, вы чо, хотите как в 1238-м?!" Но в Новугороде это внезапно не прокатило - обитатели встали руки в боки и спросили "а чо нам было в 1238-м?" И сами же ответили: "Да ничо! Тыгда мунгалин до нас недоскакамши - и щас не доедетЬ!" Приехавшим татарским послам показали фигу и дали только дары, а не дань. А посадника Михалка Степановича (см. предыдущую серию) вообще убили. Пришлось мунгалам выпускать на Новуград свою самую страшную вундервафлю - князя Александра Ярославича. При одном его приближении сын Василий убежал в Псков, но люди отца его там нашли и вернули. Новгородская летопись: "Князь же Александр выгнал сына своего изо Пскова и послал в Низ, а [некоего] Александра и дружину его казнил: тому нос урезал, а иному очи вынул — тем, кто подбивал Василия на злое". Никоновская летопись: "...а князь Александр Ярославич выгнал сына своего изо Пскова и послал его в Низ, а дружину его казнил: одним нос и уши отрезал, другим же очи вынул и руки отсек".



В общем, герой-защитник Руси от "латыняно-пендосни", "собиратель земель" и "копитель сил - не-время-ещетель", канонизированный святой у русских людей, выслуживаясь перед оккупантами, вырывал глаза, отрубал руки и резал ухи... Прекрасный образ - прямо просится на икону, святой Александр Членовредитель. (Кто сказал коллаборационист? "Вы не понимаете - это другое".) Василий, кстати, был, судя по всему, наказан на всю оставшуюся жизнь - он просто пропадает из летописей до самой своей смерти в 1271 году, то есть, даже после смерти отца подняться из ничтожества ему не удалось. Где он жил последние 14 лет, были ли у него жена и дети, и что с ними стало - великое ХЗ. Но одно дело было наказать сына и порезать ухи-руки-нос у его бояр, а другое - заставить новугорожан провести перепись ("число").

В  одиночку князь с такой задачей не справился, а мунгалищев привлекать очень не хотелось - они и по дороге все пожгут и пограбят (а оно свое, владимирское!), и авторитет в их глазах у Александра уронится ниже плинтуса. Но в итоге всё же пришлось ехать в Орду, просить помоги и извиняться, причем не одному, а с братьями Андреем и Ярославом, и двоюродным племянником Глебом Ростовским. Так что весной и летом 1258 года Новугород донимали покамест старые неприятели: "Пришли литва с полочанами к Смоленску и взяли Воищину на щит. Той же осенью приходила литва к Торжку; и выступили новоторжцы, и, по грехам нашим, победили литовцы засаду: одних избили, а других в полон взяли, а иные едва убежали, и много зла было в Торжке". Но нашлись "народные мстители", откуда не ждали - мунгало-татарины набежали на Лыцву и всю пожгли и пограбили. Ну а зимой 1258-1259 года явились "антинародные мстители" - Александр и мунгале...


Святой Александр работы XVII века - светлее только солнце (но скулы какие-то высоковатые)...

Снова Новгородская летопись "со всеми сексуальными подробностями": "Той же зимой приехал Михайло Пинещинич из Низу со лживым посольством, так говоря: «Если не согласитесь на число, то уже полки на Низовской земле»; и дались новгородцы на число. Той же зимой приехали окаянные татары сыроядцы Беркай и Касачик с женами своими и иных много. И был в Новгороде великий мятеж, и по волости много зла учинили, когда собирали [налог] туску окаянным татарам. И начали окаянные бояться смерти, говоря Александру: «Дай нам сторожей, не то убьют нас». И повелел князь стеречь их сыну посадничьему и всем детям боярским по ночам. И сказали татары: «Дайте нам число, или бежим прочь». И чернь не хотела дать число, но сказали: «Умрем честно за Святую Софию и за домы ангельские».

Тогда разделились люди надвое: которые добрые — те за Святую Софию и за правую веру; и учинили спор: лучшие велят меньшим даться на число. И хотели окаянные [татары] побежать, гонимые Святым Духом. И замыслили совет злой, как ударить на город: [одни] на ту сторону, а другие, озером, на эту сторону; и помешала им видимо сила Христова, и не посмели. И, убоявшись, начали [новгородцы] переправляться на одну сторону, к Святой Софии, говоря: «Положим головы свои у Святой Софии». И на следующее утро съехал князь с Городища, и окаянные татары с ним. И с совета злых дались на число: ибо делали бояре себе легко, а меньшим — зло. И начали ездить окаянные по улицам, переписывая дома христианские — ибо навел Бог за грехи наши из пустыни зверей диких поедать плоть сильных и пить кровь боярскую. И отъехали окаянные, взяв число, а князь Александр поехал после, посадив сына своего Димитрия на столе
".


Новугорожане вопрос порешали-порешали...

Дмитрию Александровичу было об ту пору ровненько 9 лет, так что оставление его в Новугороде было знаком того, что "партия бунта" окончательно задавлена и загнана под лавки, причем местными же силами коллаборационистов - в отличие от наказанных дружинников Василия, на сей раз летопись о казнях и членовредительствах не сообщает. Лаврентьевская летопись сие подтверждает: "Александра же задержали новгородцы и чтили его много". Но вот Московско-Академическая летопись сообщает прямо противоположное: "Князь Александр бежал из Новгорода". Но обе летописи согласны в том, что приехал он в Ростов, где много молился - видимо, таки ж было что отмаливать...

Tags: Медиум евум, Святое семейство
Subscribe

Posts from This Journal “Святое семейство” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments