qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Злобный армянин страшнее англичанцов

Книжка про Грибоедова внезапно мну всколыхнула довольно наглубоко - даже наконец-то впервые в жизни целиком, с начала до конца, прочел "Горе от ума" (детоненавистные учителя в школе так вколачивают ненависть к русской классике, что я только после 30 лет нормально смог читать Пушкина). А потом вспомнил - лет несколько тому назад, когда я ИСЧО (да-да, четыре ошибки в слове из трех букв) смотрел телевизЕр, ухватил краем глаза серии две с полтиной сериала про Грибоедова же. Полез на трекер, и вуаля - "Смерть Вазир-Мухтара" (2010), 10 серий.
Шедевра не ждал, потому сильно не разочарован, а даже напротив. Претензии по фактуре, ясное дело, предъявлять некому - писатель Тынянов давно помер, а создатели сериала заново лопатить матчасть, естественно, не стали. Потому и, например, главные убиВцы Грибоедова тут - коварные нагличанцы (ну а кто ж!). Две другие вполне конкурирующие с ними версии (а точного ответа на вопрос "ху ис?.." уже никто никогда не даст - "запутанное дело, Холмс..."), изложенные в той же ЖЗЛ-ке - турки (у их как раз война была с Россией, и им очинно неохота была, чтобы Паскевич получил два курура золота и 20 000 солдат, ввывоз и вывода которых из Персии и добивался Грибоедов) и "армянская торговая мафия" (им очень не понравилась лоббируемая русским послом идея создать Закавказскую торговую компанию на манер Ост-Индской) - даже не рассматривались писателем буквами Тыняновым (как я полагаю, ибо не читал, и читать не буду - жЫзнь коротка, чтобы тратить ее не на классику), и киношники покорно пошли вслед за ним. Да и опять же тренд - "англичанка гадит"...
Но "это-то всё понятно", как и "вяло-никаковский" Пушкин, и какой-то вообще сладко-нулевой Крылов (этот-то тролль 80-го левелла!), и злобно-гадкие Нессельроде, Бенкендорф, да и сам царь Николай - писалось-то оно ИСЧО в советские времена, и этого из сериала не вытравишь, несмотря на 30 раз играния за кадром "Боже царя храни" и Преображенского марша (и как раз в самые тупые моменты сериала). Зато где и когда в русско-советском синематографе показаны, хоть и "епизодически", Булгарин (очень смешной и трогательный, и совсем не зловещий образ получился), Греч, тот же Нессельроде, Паскевич, Ермолов (да-с! советский синематограф-с на него клал-с, но что самое странное - российский тоже-с)... А уж чего говорить-то об Фетх-Али-шахе, Аббас-Мирзе, Аллаяр-хане, Нине Чавчавадзе (артистку смогли подобрать свежую, молоденькую и шарман, удалась) - про их, думаю, и родные им синематографы не особо чего сымали.
Ну и за "основной канвы событий" сериал (вослед писателю буквами Тынянову, надо полагать) добросовестно следует, заставляя героев частенько дословно цитировать куски из писем и воспоминаний той поры. Правда, получился длинноват для своего сюжета, и потому в середине скучноват (провисает), но "для просвещения йуношеств" я просто ничего иного не то что по сабжу - по периоду предложить не могу (все эти бледные попытки экранизировать "Повести Белкина" или романтические бредни "Героя нашего времени" повествуют о литературе, а не об истории). У меня для Вас других сериалов о России, Персии и Закавказье нет...



Tags: кина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments