qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Философия для чайников

Очень многие вещи мы усваиваем даже не из первых, вторых или третьих уст, а вообще из каких-то "кратких сведений, спрессованных для чайников". Есть в культуре какие-то "давно устоявшиеся общие места", которые быстро, на ходу, усваивают (обычно в школе, в вузе, или при чтении "третичной литературы") и живут с этой "картиной-пазлом мира" всю сознательную жизнь, не задаваясь особенно вопросом - а как оно было на самом деле?..

Вот и у меня до последнего времени так же было относительно человека Франсуа-Мари Аруэ, больше известного поклонникам его творчества как Вольтер. Что знает о нем обычный образованный человек (необразованный не знает ничего - для нее "Задиг & Вольтер" это духи)? Что писал буков, развивал Просвещение йуюношеЗДв, призывал "раздавить гадину" и сбежал от Фридриха II. Почему им бредили все образованные люди второй половины XVIII и первой половины XIX столетия во всем мире - тайна сия велика есмь...

Что самое странное, к мысли таки уж почитать что-нибудь из него я пришел издалека - из драматургии, встречая в "спецлитературе" упоминания его трагедий. Захотелось поглядеть живьем, но Фриибуста не помогла. Да и бумажные онлайн-магазины ничего не предлагали, кроме "Магомета" в сборниках. Но ежели читать сборники, решил я, то лучше начать с чего наиболее дешево, чтобы потом не жалеть. И прикупил максимально бюджетный вариант в серии "Азбука-классика" - "Кандид. Простодушный и другие философские повести". И вот что получилось:

  • "Задиг" - книгу, ИМХО, надо изучать в школе, ибо она короткая (менее 100 страниц), написана простым доступным даже детям языком, не скучная (скорее уж наоборот) и учит одному из самых полезных в мире знаний - что "честная праведная жизнь", с одной стороны, "никогда не останется безнаказанной" (ибо в мире нет никакого понятия о справедливости и вознаграждении по заслугам), а с другой всё-таки является одним из самых простых и эффективных способов не остаться в итоге у разбитого корыта... А внешне эта такая восточная повесть-притча о похождениях честного вавилонянина;

  • "Кандид, или Оптимизм" - тут аффтырь избрал другую форму и другую главную мысль. Перед нами типичный плутовской роман (размером с повесть), герои которого с легкостью перемещаются из Вестфалии в Болгарию, потом в Испанию и Португалию, затем в Южную Америку, пересекают ее с севера на юг с заходом в страну Эльдорадо, возвращаются в Европу и подконец "бросают якорь" в Константинополе. А лейтмотив - злобный сарказм над оптимистами, верящими, что "всё к лучшему в этом лучшем из миров";

  • "Простодушный" - типичная, вроде бы, для XVIII века история о "благородном дикаре из Америк", столкнувшемся с коварством испорченной европейской цивилизации, под которую ловко маскируется злобная сатира на Францию и французов. Простодушный французо-гурон не понимает, почему на родине его предков нельзя жить просто и честно, а обязательно нужно делать всё через задницу...

  • "Царевна Вавилонская" - начинается как "восточная волшебная сказка", потом перетекает в "роман-путешествие", а заканчивается как легкая сатира на "романтическую любовь между М и Ж", попутно отпинав и "нежно любимое" аффтырем современное ему французское общество;

  • "Мир каков он есть. Видение Бабука, им самим записанное" - избитый сюжет "Б-г послал праведника оценить, достойна ли Гаморра с Содомом разрушения" (на примере псевдо-Персеполиса), превращенный в иллюстрацию тонкой мысли про то, что "не всё, что кажется в мире плохим, плохо на самом деле, а люди сами по себе и не плохи, и не хорошо, и с этим надо просто жить";

  • "История доброго брамина" - иллюстрация моего любимого парадокса (оказывается, его открыл Вольтер) о том, что чем менее человек умен, тем более счастлив, но почему-то никто из умных людей не хочет быть счастливым дураком;

  • "Жанно и Колен" - довольно простенькая и кондоватая рассказка про то, как "из грязи в князи и обратно" ничего хорошего человеку принесть не может. Внезапно обнаружил, что "Недоросль" фон Визина, образ Митрофанушки и особливо слова про "извозчик сам довезет" - нагло по3,14зжены у Вольтера... Эх, русская литература;

  • "Маленькое отклонение" - едкий рассказик о том, как слепые принялись судить о цвете;

  • "Случай с памятью" - под видом анекдота о том, что будет, потеряй люди память, аффтырь облил кружкой дегтя своих литературных оппонентов.

Что особенно подкупает - Вольтер очень щедр как писатель, для каждого произведения выбирает один особый жанр (а не мартин всю жизнь строчит в одном ключе) и свою особую мысль-мораль. Общее же для всех произведений - остроумие, юмор-ироние-сарказм и как ловко у аффтыря "за гуманизм и дело мира отважно борется сатира". Вольтер на самом деле мог пересказывать нудные филосоВские максимы на языке, понятном обычным людям, да еще так, чтобы они не зевали.



Tags: книжки
Subscribe

Posts from This Journal “книжки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments