qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Ретрокнига - 125. Кое-что о новосветском романтизме

Пятиминутка авторского ИМХО. Чем в свое время (и до сих пор) так поразил умы и души обывателей романтизм? Тем, что впустил в искусство невероятное и таинственное... Парадокс, причем ложный - вскричит умный читатель, ведь ежели XVIII век и можно назвать временем триумфа Просвещения и связанного с ним рационализма, то люди Средневековья верили в домовых, ведьм, ангелов, сатану и прочие чудеса!

Однако понимаете, в чем дело - они именно что верили в реальность всего этого, и для них сие не было ни таинственным, ни невероятным: святым положено творить чудеса, чертям положено шнырять ночами по кладбищам, а знамения являются людям, когда высшие силы хотят им что-то сообщить. Человек был готов ко всему этому, и встреча с ангелом или бесом его удивляла не более, чем нас, например, лиса или орел в большом городе - не бывает, конечно, каждый день, но вполне может быть, отчего бы и нет? Потому, собственно, Просвещение не так уж и сильно "перепахивало" сознание - привычный людям рационализм и прагматизм никуда не девался, просто место ангелов и знамений заместили "случайные скопления атомов и первовеществ"...

Однако именно романтизм нанес этой "стройной картине мира" сильный удар в спину - он со всей силой художественного убеждения показал, что могут случаться на самом деле необъяснимые и иррациональные вещи. В мире, где нет бога (точнее, в XVIII веке был куда популярнее деизм, который изображал бога демиургом и перводвигателем, который "всё запустил крутиться" и улегся на покой), и всё определяется "сцеплениями атомов", внезапно случаются абсолютно необъяснимые наукой (которая уже начала замещать место бога в сознании и становилась "объяснением для всего") вещи! Человечество впервые, наверное, с первобытных времен познало иррациональный страх перед неведомым... Конец пятиминутки авторского ИМХО.

К чему это я? Да вот, прочел "Новеллы" американского классика XIX века Натаниэля Хоторна (он же Готорн). Это классический такой, в рамочку на стене вешательный романтизм. Потому что первая половина XIX века была в литературе США золотым веком - писатели и поэты не выпендривались, а, тщательно высовывая языки, копировали "лучшие европейские образцы", которым и был тогда романтизм. И неплохо ведь получалось - Купер Фенимор, Ирвинг Вашингтон, Лонгфелло Генри, а у По Эдгара получилось "даже лучше".

Хоторну Натаниэлю в этом ряду не повезло - потому что "потребипл" судит писателей по "большим романам". И оттого в тех же США он - автор книжки из школьной программы "Алая буква" про "первый в мире феминизм и борьбу женщин за права рожать детей от кого захотят". Психодрама, бла-бла-бла - но никакого же роматизма, всё очень реалистично, ненавидевшие романтизм мРАксисты всегда были в востоге. Другой его популярный роман "Дом о семи фронтонах" (ака "...семи шпилях") - опять "психодрама про семейные истории с моралью" (хотя у нас одно издательство смогло выпустить и в серии "Золотой детектив"). Два других его романа ("Счастливый дол" и "Мраморный фавн") совсем уже давно непопулярны, и на русском, например, не переиздавались (кажется что - на Озонуме, например, ни намека) с XIX века - но это опять "прожЫзнь"... А, да, еще издают у нас книгу его пересказок греческих мифов для детей - мило, но уж слишком "для детей", как по мне.

Посему неискушенный читатель может вообще не понять, причем тут романтизм, и отчего тот же Набоков заявил: "Готорн - превосходный писатель"... Да и я не знал бы, если б давным-давно не купил маленькую книжечку "Чертог фантазии" - сборник новелл Хоторна, которые для меня, любителя "классического неразведенного романтизма" (чтобы Кляйст, чтобы Хофман, чтобы тот же Эдгар По!), стал "бомбическим откровением". Новеллы эти именно что "образцы жанра" - ирония, таинственные тайны, вторжение необъяснимого в рациональное, занимательные сюжеты "с моралью"... Хорошо, но мало! Потому и прикупил я несколько лет назад на Озонуме старое, 1965 года, издание новелл, где и было "много больше".

Увы, оказалось, что маленькая книга лучше большой - совсем не все новеллы получились "на уровне себя". Хотя "Кроткий мальчик", "Гибель мистера Хиггинботема", "Дэвид Суон", "Легенды губернаторского дома", "Честолюбивый гость", "Молодой Браун", "Дочь Рапачини" - "самое оно", украсили бы любого писателя-романтика. Но есть и откровенно скучные вещи (кстати, ближе к концу его биографии - исписался?), например, все три из сборника "Снегурочка и другие дважды рассказнные истории" блещут отсутствием сюжета вообще и попытками автора "аляписто кружиться" за счет стиля, которые ничем не обманывают - да еще и с "весьма лобовой" моралью ("Великий каменный лик" вообще убил каким-то нафталином...).

В общем, "сумма двух разов" делает Хоторна приличным в моих глазах писателем романтических новелл "по очкам". Но романы его я всё равно читать не буду.

   

Tags: Ретро
Subscribe

Posts from This Journal “Ретро” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments