qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Святой Александр и его семейство - 14

Горячий лед

Увы, молодой князь Александр, может, и научился на Неве, как врагов бить, но вот как правильно их грабить - эту науку не усвоил еще как следует. Как только он после возвращения Пскова "поиде на Чюдь и яко быша на земли, пусти полкъ всь в зажития" (распустил рать на пограбилова), так ливонцы и епископ Херманн фон Буксхёвден нанесли ответный удар: "В Дорпате стало известно, Что пришел король Александр С войском в землю братьев, Чиня грабежи и пожары. Епископ без внимания этого не оставил. Мужам епископства он срочно велел Поспешить к войску братьев, Чтобы против русских сражаться". Хрусталев верно отмечает, что князь действовал точно так же, как и его отец в походе 1234 года - распустил отряды мародерить, выманивая противника из крепостей. Но вот силу ответного удара Ярославич малость не подрасчитал...


А кто это тут нас грабит, а?..

Хотя в ариХметике контрудар не был сильным - "Ливонская рифмованная хроника" отмечает: "Долго не медля, Они присоединились к силам братьев. Они слишком мало людей привели. Братьев также было слишком мало. Всё же вместе они решили На русских напасть. Начали с ними сражаться". Но результат внезапного удара небольшого отряда был более чем шокирующим: "...а Домашь Твердиславичь и Кербетъ быша в розгоне, и усретоша я Немци и Чюдь у моста, и бишася ту; и убиша ту Домаша, брата посаднича, мужа честна, и инехъ с нимь избиша, а инехъ руками изъимаша, а инии къ князю прибегоша в полкъ; князь же въспятися на озеро, Немци же и Чюдь поидоша по нихъ". Иными словами, отряд Домаша Твердиславича (брата новугородского посадника Степана) и некоего Кербета (он же Врвет или Ервет, воевода "с Низа" - в летописях он потом будет отгонять лыцву от Твери; хотя не самое русское имя, конечно) был подловлен во время пограбилова у некоего моста и обращен в бегство, сам Домаш и "иные с ним" убиты, кое-кто схвачен в плен, остальные бежали к основным силам, которые, в свою очередь, вынуждены были очистить землю епископа и отойти на Чудское озеро.

Если бы немцы на этом остановились, не переходя своих собственных границ, скорее всего, ничего феерического бы не случилось - русская рать ушла бы обратно, и никакого епического поОБища не произошло. Но безымянных командиров кржыжаносного отряда обуяла гордыня - в 1240 году они два раза побили псковитян, а вот теперь еще и новугорожан обратили в бегство. Качество супротивных войск в их глазах упало ниже плинтуса, и они уверовали, что в любом количестве "всех этих русов" тряпками разгонят, главное - сперва на тряпки насцать. Есть, конечно, великий соблазн представить всё это как "маневр заманивания псов-лыцарей" на заранее подготовленные позиции - что некоторые советские исторЕГи без особого зазрения совести и сделали. Ведь "великие полководцы - гении войны" ошибок не делают, у них всё "еще в Париже на сто ходов вперед просчитано"! Но увы - убиение посаднического брата, а также смерти и плен значительного числа новугорожан - как-то слишком круто для простой засады, что-то явно пошло не по плану (даже если какой-то план был).


Заманивай! Заманивай!..

Ну а затем случилосЯ то, что в Новгородской летописи лапидарно описано: "Узревъ же князь Олександръ и новгородци, поставиша полкъ на Чюдьскомь озере, на Узмени, у Воронея камени; и наехаша на полкъ Немци и Чюдь, и прошибошася свиньею сквозе полкъ; и бысть сеча ту велика Немцемь и Чюди. Богъ же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глеба, еюже ради новгородци кровь свою прольяша, техъ святыхъ великыми молитвами пособи Богъ князю Александру; а Немци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега; и паде Чюди бещисла, а Немецъ 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ. А бишася месяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в суботу".

Естественно, исторЕГи картину укрупняли и наращивали подробностями, используя в основном "Ливонскую рифмованную хронику" и "Повесть". Количество "перьекопий", например, сломанных по поводу того, где на самом деле находились Вороний Камень, Узмень и Соболий берег. Честно говоря, не буду нырять в эту мутную, но слишком полноводную реку - кто хочет, пусть читает хотя бы Хрусталева, или "профессора" В.В. Долгова (он это дело любовно обписывает со всех сторон). Можно только констатировать бесспорное: поОБище состоялось в том месте, где Чудское озеро "перетекает" в Псковское, на льду, а Вороний Камень - это ныне затопленный остров, на котором археологи нашли остатки "полевых укреплений". Ну а насчет льда - он даже теоретически в том месте не мог ни под кем подломиться, ибо и сегодняшними зимами вода тут промерзает насквозь.


Я те щас покажу камень - Вороний!..

Ну и "по-настоящему" полководческая мысль Александра Ярославича сверкнула тем, что он построил новгородский (или владимирский - исторЕГИ в показаниях путаются) полк за Вороньим Камнем - так что когда "немцы прошибошася свиньею сквозе", они лбом уперлись в укрепления, и развивать успех было некуда. Кстати, насчет того, как же правильно и труЪ строиться "свиньей", дискуссии тоже бушуют нешутошныя. Однако, как метко заметил Хрусталев, любители "лыцарских железяк" забывают то, что сообщала выше "Рифмованная хроника" - братьев-лыцарей было мало, а воины епископа и чудь (которую, по свидетельству летописи, только побили "бещисла") вряд ли выстраивались какими-то диковинными и вычурными боевыми порядками. Второй фактор, скромно умалчиваемый советскими "и примкнувшими к ним" исторЕГами - существенный численный перевес русских ратей. И "Хроника" это отмечает, и по факту в сражении участвовали три больших полка - новугородский, псковский и владимирский, а была еще и княжеская дружина (а то и две - братьев Александра и Андрея Ярославичей).

Самое подробное описание поОБища оставили ливонцы: "У русских было много стрелков, Они отразили первую атаку, мужественно Выстроившись перед войском короля. Видно было, что отряд братьев Строй стрелков прорвал, Был слышен звон мечей И видно, как раскалывались шлемы. С обеих сторон убитые Падали на траву (так и написано - ради красного словца не пожалеешь и льда чудского...). Те, кто был в войске братьев, Оказались в окружении. У русских было такое войско, Что, пожалуй, шестьдесят человек одного немца атаковало. Братья упорно сражались. Все же их одолели. Часть дорпатцев вышла Из боя, чтобы спастись. Они вынуждены были отступить. Там двадцать братьев осталось убитыми И шестеро попали в плен". То бишь, после того, как "свинья" ливонцев протаранила новогородский полк и внезапно уперлась в Вороний Камень, с флангов вдарили княжеская дружина и владимирцы (новгородцы). Дерптские воины (и, конечно же, чудь) драпанули, а большинство братьев с их кнехтами остались в окружении и были либо перебиты, либо взяты в плен.


Пальду? Па какому-такому пальду?

Зато вот "Повесть" никаких особых подробностей битвы не дает - стандартные фразы, образы-клише. Ну не считать же считать подробностью очередную фентезятину про "божью рать": "А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так он победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство". Стремление автора жития отнять у своего героя всё, что намекает на военный талант, и отдать это кому угодно - ангелам, Борису с Глебом, "воинству Божью", неслабо так заставляет задуматься о том, не розжЫг ли это русофобии и фальсификация нашей славной истории?.. Кстати, ни один из указанных выше современных поОБищу источников не указывает на то, что кто-то там куда-то проваливался - эти "сведения" появляются в довольно поздних сочинениях и явно навеяны рассказом о сражении на Эмайыге в 1223 году. Хотя до сих пор еще имеются "профессорА истории", которые с этим гуаном никак не расстанутся, махая руками в воздухе с фразами "гнали семь верст, могли нагнать туда, где теплые ключи - там и проваливались". А не написали об этом ни немцы, ни русские участники сражения - потому что гладиолус!

Сколько было русских и немцев на льду Чудского озера 18 апреля 1242 года "в человеках" - тайна сия велика есмь, и великое же ХЗ. Кто командовал ливонско-дерптским отрядом - то же самое (ни Андреас фон Вальвен, ни епископ Херманн фон Буксхёвден, ни даже князь Ярослав Владимирович в источниках не называются). Потери сторон тоже неизвестны - кроме фразы про 20 убитых и 6 плененных братьев (кнехтов, дерптцев и чудь, естетственно, никто не считал - смердь). После победы Александр Ярославич вернулся в Псков (а не бросился снова грабить Дерптское епископство - явное указание на то, что отряд немцев был не так уж и велик, могли подойти более серьезные рати, а также на то, что и в русском войске потери были значительные). Там его встречал... посадник Твердило, в котором целомудренные и "неполживые" советские исторЕГи наотрез отказывались видеть лидера коллаборационистов 1240 года Твердилу Иванковича - но с какой стати? В Пскове было два знатных человека, занимавших ответственные посты в одно и то же время, с именем Твердило? Бритва Оккама. А то, что князь "предателя" не повесил, и даже не разжаловал, указывает лишь на то, что "всё было и в 1240, и в 1242 году (а не в 1937) сложно" - как оно чаще всего в истории и бывает...

Tags: Святое семейство
Subscribe

Posts from This Journal “Святое семейство” Tag

  • Святой Александр и его семейство - 24

    Немец свиньями претЬ (окончание) Итак, по Новгородской летописи руссиянские рати выстроились для Раковорского пообища так: " Плесковичи же…

  • Святой Александр и его семейство - 23

    Немец свиньями претЬ (начало) Участие в успешной войне Довмонта-Тимофея с Герденем Нальшанским раззадорило новугорожан - они и осенью 1267 года…

  • Святой Александр и его семейство - 22

    Новый порядок Смерть Александра Ярославича влекла за собой очередной тур получения ярлыков и перемены мест князей. В основном это касалось его…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments