qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Филиды, скопы, хуглары и все прочие

Мы, люди Нового и Постнового времени, привыкли к тому, что каждый поэт - сам себе Петрарка, "ни на что не похожий гений", и если их и можно как-то кучковать и группировать, то разве что в расплывчатые категории "школа", "направление", "стиль" и пр. А ведь были в истории культуры времена, когда поэзия являлась вполне себе ремеслом, как портняжничание или кузнечество, и чтобы именоваться поэтом, нужно было "отвечать группе внешних признаков". И в разное время - разным...

1. Филиды и барды. Самой древней "поэтической корпорацией" в Европе были "авторы буков" у древних кельтов. Барды и филиды считались частью жреческого сословия друидов и, соответственно, были лицами сакральными, носителями "тайных знаний". Ну, как тайных - писать буквами, слагать слова в строчки и "уметь по шаблону". А вот в том, что именно "умели по шаблону" сочинители, и состояла разница между бардом ("просто петь" и складывать "не шибко сложные" стихи) и филидом. Последний считался "очень образованным человеком", входил в благородное сословие (вместе с воинами) и обязан был сочинять жутко сложные стихи, а еще знать законы и уметь писать всякие "правовые и философские" тексты.  В общем, гнилая интеллигенция, хотя трогать их не рекомендовалось - от "поносного " стиха адресат вполне мог и помереть (таковы были "предрассудки суеверий").



2. Скопы. История не сохранила слова, которым "певцы ртом", складывающие слова, назывались у древних германцев. Самое старое название - у англосаксов, которые таких авторов называли скопами. Именно они создали "Беовульфа" и многие иные, менее известные песни, оставаясь скромными анонимусами - первый известный по имени англосаксонский поэт, К[а]эдмон, уже сочинял "немного иное" - песни хоть и по тому же самому жесткому шаблону (у англосаксов в стихах "рулила" аллитерация и число слогов), но уже на религиозные темы.



3. Скальды. А вот у древних скандинав[ц]ов сочинение стихов было не профессией, а хобби - вису (древний скандинавский стих) мог "уронить" любой человек "по ходу дела" - правитель, воин, даже крестьянин. Что на самом деле удивительно, ибо правила стихосложения были очень жесткими и сложными - помимо аллитерации и числа слогов, существовали еще и "постоянные заменяющие эпитеты" (кеннинги, типа "ворон крови - меч" и пр.) и практика "вплетания" одного предложения в другое. Потому, собственно, самые выдающиеся поэты (вроде Эгиля Скаллагримсона) и получали всё же иногда за свои стихи награды.



4. Ваганты, ака голиарды. Ваганты - это, если точно, средневековые студенты, странствующие из одного места в другое, потому и "ваганты" (от лат. "бродячие"). Однако вопреки распространенному мнению поэтов-романтиков, навязанному последующим поколениям, никакими нищими и бродягами они не были. Хотя бы потому, что были настолько образованными, что умели сочинять стихи на латыни (и только на ней - уважающий себя голиард никогда не опускался до "языков плебеев"). Так что "обычные вагант" - это ученый клирик, балующийся стихами для времяпрепровождения или даже для педагогических целей (чтобы упражняться в латинском или создать "учебное пособие" для неучей) на "вольные" темы (поесть, попить, побабам и поругаться).



5. Трубадуры и жонглеры. Трубадуры - они от глагола "искать", в данном случае рифму. В средневековом Лангедоке (это на юге Франции) поэтам "рано или поздно" пришло на ум "стыбзить" у соседних мавров стихотворные размеры и формы для написания стихов на родном языке ок (ланге д'ок). И появилась поэзия с устоявшимися размерами (катрены, секстины), с рифмой (это было жутко ново!) и жанрами: "альба" - любовная песнь расставания с любимой, сирвента - политическая песнь и т.п. Получилось так удачно (особенно рифма), что поэзия трубадуров, по сути, стала родоначальницей всей современной европейской поэзии. Ну а жонглеры (от слова "петь") тупо пели то, что трубадуры насочиняли, ибо благородным сеньорам самим было всё-таки как-то западло...



6. Тробадоры и хуглары. Под влиянием трубадуров "нечто похожее" завелось и в Галисии - ядре тогдашней немусульманской Испании. Принцип тот же - твердые формы с рифмой на местном языке, но в жанрах было поменьше разнообразия - "песнь о друге" (от лица женщины), "песнь о подруге" да "за гуманизм и дело мира отважно борется сатира". Потом, в связи с языковой изоляцией галисийского (испанский от него ушел, как и португальский), "ветвь зачахла". Зато хуглары (перевод "жонглеров" на местный) неожиданно поднялись в Испании - из-за популярности романсов, малой формы эпических сказаний, и создали большие циклы оных (романсеро), и даже целую великую поэму ("Песню о моем Сиде").



7. Труверы. Как только на севере Франции познакомились с шедеврами поэзии трубадуров, как захотели "у себя такую же". Вот только увы, оказалось, что в шоу "Аллё, мы ищем таланты!" Север безнадежно Югу слил - самые известные (широко в узких кругах) труверы (от того же глагола "искать", но на "северной мове" - ланге д'ойль), типа Конона де Бетюна, сочиняли какие-то бледнонемочные стихи. Видимо, подводил репертуар, вроде песен о крестовых походах - благочестиво (Ватикан одобряэ), но не зажигательно...



8. Миннезингеры. История та же - послушали немцы трубадуров и захотели "сами так же". Но получилось у них куда лучше, чем у коллег из Лягушации северной Франции. Потому что Вальтер фон дер Фогельвейде или Освальд фон Волькенштайн в жанре "песнь" или Вольфрам фон Эшенбах в жанре "большой епический поэм" всяко большего добились и торжественно включены в "классический канон" европейской поэзии. Ну а само слово "миннезанг" - это по-тогданемецки "песнь о любви"...



9. Майстерзингеры. У миннезингеров всё было, как у трубадуров - сам благородный автор свои песни не пел, а нанимал шпильманов ("игрун", в данном случае на музыкальном инструменте). Шпильманы были, понятное дело, из людей попроще. Но постепенно навострились и сами стали сочинять "не хуже". А по немецкой любви к порядку и организации всего движущегося в стройные колонны "мастера пения" (майстерзингеры) превратились в цеховые корпорации, на манер медников, шорников или столяров. "Песнь, куплеты сочиняем, поем, недорого возьмем!" И так вплоть до Нового времени и трудились, выдавая иногда и настоящие шедевры - вроде "фастнахшпилей" Ганса Сакса...



Tags: Рытературное, как оно устраивалось
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments