qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Ретрокнига - 73. Боллидрама

Да, я люблю читать вещи "на грани понимания". В данном случае - на грани экзотики, ибо еще чуть-чуть, и будет нарушено мое главное правило "экзотику ради экзотики не ем". Это я читаю сборник "Классическая драма древней Индии".

Это на самом деле нечто иное, непривычное. В нашей евротрадиции театр - это показ на сцене каких-то сильно драматических событий, всякие конфликты и столкновения с кульминациями и развязками, вплоть до смерти или чудесного спасения. В индийской - это рассказ о них, потому что большую часть сценического времени актер повествует о чем-то, что случается за сценой. Вплоть до того, что театральная условность возведена в абсолют - ремарки типа "Выходит и снова заходит" (имеется в виду "метнулся туда и обратно"), "Обходит сцену" (изображая перемещение в пространстве) и пр., а каждая пьеса предваряется прологом, в котором к зрителям обращаются руководитель труппы и ведущая актриса. Персонажи участвуют в какой-то части драматической интриги, а всё остальное, что остается за сценой, объясняют предварительными монологами - потому древнюю драму (или "санскритскую" - хотя на санскрите говорят только благородные персонажи, а простолюдиы чешут на пракритах) и называют еще описательной.

Ну и самая главная черта санскритской драмы - белое не носить обтягивающее не надевать избегать трагичности. Диковато на вкус европейца, но всякое насилие со сцены гонится "за кадр", как и убийства с казнями, а ежели что-то такое случается вдруг на сцене, то в конце появляется "царь (или советник) из машины" и счастливо разруливает ситуацию. И вообще - герои должны быть к концу пьесы не только живы и здоровы, но еще и счастливы.

Не спешите надувать губы и говорить "никогда!". У древнего  (IV-III века до н.э.) театра Индии есть свое неповторимое очарование. Его достоинство - именно то, что сперва кажется недостатком. Особая манера повествования и чинное-церемонное поведение актеров на сцене, перемежание прозы стихами - это в общем, а в частности - масса мелких деталей "древней индийской жизни", которые, естественно, ни в каком другом театре вам не покажут. Драматурги умудряются создавать в таких условиях самые разные характеры - эпические герои, коварные злодеи, комические персонажи и пр. - с индивидуальными чертами характера. В общем, искусство - оно и в Индии искусство, мастерство не пропьешь.

(Продолжение следует)



Tags: Ретро
Subscribe

Posts from This Journal “Ретро” Tag

  • Ретрокнига 156: Песни экшна

    Помните, как в "новом-русском" сериале про Шерлока Холмса (с Паниным-мертвым)... Впрочем, не помните - все его тогда обплевали, хотя мне он…

  • Ретрокнига - 155: Вересковый стих

    Я вам один умный вещь скажу, только вы не обижайтесь. Когда кто-то тоскует, что все географические открытия закончились, и некуда более поставить…

  • Ретрокнига - 155: Почем супермен для народа?

    Я, конечно, фанат Умберто Эко, но это касается только его художественной прозы. Когда он писал "за жизнь" - тоже получалось интересно. Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments