qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Ретрокнига - 49. Вот он Корнель, он самый тот

Вот тут я начал разговор о произведениях Жана Расина. Причем то и дело ссылался на драмы Пьера Корнеля. А ведь о них-то я в оном ЖЖ и не отписывался! Не, вот тут есть немного, но без подробностей. Итого, я подумал и решил исправиться...

Наиболее полное издание пьес Корнеля на россиянском - "Театр" в 2 тт. Вот по нему и пойдет беглый обзор:

  • Комедия "Компаньонка" на самом деле больше походит на трагидраму. Все живы, и главная интриганка и злодейка Амаранта посрамлена, но... Ложечки остаются в том, что молодые люди, табунящиеся вокруг образцовой простодурочки Дафны, на самом деле предпочли бы ей ее компаньонку Амаранту - но девушка бедна, и потому рассчитывать на брак может, лишь одурачив кого-то из женихов. Фокус не удался, но этот мотив любви и бедности привносит в банальную комедию положенных характеров некую изюмину небольшого размера;

  • "Королевская площадь" доказывает, что замысел "Компаньонки" был не случайным - вместо плосковато-комических ужимок (типа как в "Сутягах" Расина) перед нами снова буря чувств - Алидор разлюбил Анжелику и хочет обманом ее передать в руки своему другу Клеандру. Хитроумный план не срабатывает - друзья похищают по ошибке другую девушку. В итоге Клеандр женится на похищенной, Алидор отмахивается от Анжелики, а та, чудом не униженная, но весьма обиженная, посылает всех на йух и уходит в монастырь. Снова не все счастливы, и снова блестящие светские молодые люди оказываются мелковатыми полуподлецами...

  • "Иллюзия" еще больше усиливает мотив трагикомичности - кровавая трагедийная развязка любовного четырехугольника (девушка любит молодого человека, он любит ее, но у него целых два соперника) оборачивается иллюзией, которую создал волшебник, чтобы показать всем им (а заодно и родителю жениха), чем такие страсти-мордасти могут закончится... Финалу, в котором трупы встают и идут за расчетом в кассу, позавидовали бы буйные брехты и беккеты ниспровергатели и экспериментаторы из ХХ века.

Далее идет полоса только хардкора, только трагедий:

  • "Сид" - Эверест и Джомолунгма творчества Корнеля, его мегахит и платиновый альбом. Родриго и Химена любят друг друга, но наглый отец девушки оскорбляет отца юноши, а в Испании такие вещи смываются только кровью - увы, поединок заканчивается летательно. Теперь долг Химены - требовать от короля казни убийцы отца. Любовь против чести - как это по-испански! Но подлые мавры тайно нападают на страну, Сид их разбивает, спасая отечество опасносте, и король милует его, попутно приказав Химене выкинуть уже всю эту хрень из головы и срочно жениться - вот, типа, оно и будет его суровое наказание... Короче, любовь победила, хотя и с помощью короля из махины;

  • "Гораций" - это не про поэта, а про знаменитую римскую народную легенду о поединке братьев Горациев с братьями Куриациями. Довольно суровая вещица - в жестоком бою погибают два Горация и три Куриация, за что выжившего брата проклинает сестра Камилла, невеста одного из его противников. И юный герой, весь такой горящий чувствами за родину за Сталина не находит ничего умнее, чем зарезать и сестру... Но тут же нОбигают благородные римляне во главе с Горацием-отцом и Горацией-мамой, которые говорят, что зародина выше чем зародню, а потому он виноват - но не виноват (ну, папу-то с мамой понять очень просто - так хоть одно чадо останется, а не вообще все помрут)! Да-да, натяжка в этом моралите явно чувствуется, но что более интересно - ее чувствует и Корнель, устами царя Тулла Гостилия монологично сожалея о смерти влюбленных. Трагический конфликт между личностным и общественным, млин, во весь рост за 300 лет до Оруэлла...

  • "Цинна" - довольно сложный психологический этюд. Эмилия, горя жаждой мщения за казнь отца, плетет заговор против императора Августа. Цинна не очень верит в заговоры и не совсем пламенный республиканец, но он влюблен в Эмилию и идет у нее на поводу - как и Максим. И критики не совсем правы, говоря, что перерождение героев к концу пьесы неестественно - они-то как раз ведут себя как взрослые дети: когда заговор раскрыт, пойманные за шиворот Эмилия и Цинна искренне каются и плачут, а Максим со страху вообще зарезывается (это кысмет, ибо он - отвергнутый любовник, и у него нет сценического будущего). Но подлинным глыбой-человеком предстает Август (интересно, кого в 1639 году Корнель хотель лизнуть - Людовика XIII или Ришельё?), который подавляет в себе человеческий гнев и ради спокоя государства прощает заговорщиков - хотя и после того, как ему вправляет мозги Ливия...

  • "Полиевкт" - внешне попытка подлизаться к католической церкви, живописав в лицах историю одноименного раннехристианского мученика. Но у гениев ничего просто не бывает - Корнель превращает ее в очередное столкновение характеров с принципами. Ловкий прощелыган-интриган Феликс сватает дочку Паулину (отнятую у простого влюбленного в нее солдата Севера) за знатного армянина Полиевкта, но когда выясняется, что тот - поганый либераст-белоленточник христианин, кидает зятя в узилища, а доче приказывает по-новой выйти за Севера, который очень удачно заделывается прославленным полководцем. Но Паулине как-то стыдно бросать мужа в беде и бежать к старому любовнику - и она тоже заделывается в христианки... На самом деле христианские мученичества всё равно в нормальный сюжет не переделаешь, они (Полиевкт с Паулиной) таки смотрятся как парочка ПГМ-нутых. Но фирменный корнелевский конфликт чувства и долга имеется, и герои совершают его же фирменный выбор в пользу гражданских добродетелей...

Ф-фы, а это ведь только первый том. Сделаю-ка перерывчик.



Tags: Ретро
Subscribe

Posts from This Journal “Ретро” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments