qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Шансон о жести - 10

Рыцарь с коротким носом

Главный герой Жесты Гарена де Монглана - его правнук Гильом Оранжский. И, в отличие от Оливье, Роланда или прочих эпических персонажей, он-то имеет вполне реального и хорошо известного прототипа - графа Тулузы и маркиза Септимании Гильома I (ака Гийома) Желонского. Он происходил из "дважды почти королевского рода" - основательница его семьи Бертрада де Прюм "вполне могла быть" незаконной дочерью франкского короля Теодориха III (из династии Меровингов), а его мать Альда, супруга графа Тьерри де Отёна, "скорее всего" была дочерью Карла Мартелла и сестрой короля Пипина III Короткого, отца Карла Великого. Так что граф Гильом приходился императору франков двоюродным братом.


Гильом Желонский

Исторический Гильом родился примерно в 750 году, стал графом Тулузы в 790 году и многократно (с разнообразным успехом) сражался с маврами, принимая участие в отвоевании Септимании (маркизом которой стал в 801 году) и Барселоны (графом которой в 801 году стал его сын Бера). В 804 году он основал аббатство в Желоне, куда в 806 году удалился, приняв монашество и проводя остаток жизни (умер Гильом в 812 году) в праведности - так, что в 1066 году был канонизирован под именем св. Гильома Желонского (день памяти - 28 мая).

В эпических поэмах (числом семь) Гильом - сын Эмери де Нарбонна. Впервые он появляется в жесте "Отрочество Гильома". Юноша с отцом и братьями приезжает ко двору Шарлеманя и совершает разнообразные подвиги, заслужив посвящение в рыцари. За его карьерой пристально следит сарацинская принцесса Орабль, которую выдают за короля Тибо Оранжского, но "чудесным образом" их брак так и остается не консумирован. Гильом тем временем приходит на помощь отцу Эмери, которого осаждают мавры в Нарбонне.

Следующая жеста повествует о смерти Шарлеманя (и потому часто включается и в Королевскую жесту) и воцарении его сына, потому и называется "Коронование Людовика". Исторический Гильом, как мы видели, к этому моменту уже сошел со сцены, однако его эпический двойник только начинает свою карьеру, большая часть которой и будет протекать во времена императора Людовика Благочестивого. Шарлемань назначает своего сына наследником, дает ему мудрые советы и умирает. Реальному Людовику в момент смерти отца было уже 36 лет, и он уже долго как был соправителем Карла. Однако в поэме он - робкий отрок 15-ти лет, что объясняет его дальнейшее поведение тряпки, которую вассалы перехватывают друг у друга (отец перед смертью раздосадован трусостью сына и кричит на него). Некий Арнеис д'Орлеан собирается заставить подписать принца бумагу о том, что до его совершеннолетия страной будут править "лучшие люди" (на самом деле каналья сам задумал стать императором). На защиту отрока встает граф Гильом, который тупо убивает Арнеиса ударом кулака в лицо и запугивает этим остальных баронов, после чего коронует Людовика.


Гильом везет телегу в Ним

Затем Гильом и Людовик совершают поход в Рим - в императоры сына Шарлеманя должен короновать папа, такой порядок. Там они встречают осаждающих город мавров и их короля Корсольта, которого граф побеждает в поединке, но лишается отрубленного кончика носа, за что и получает свое эпическое прозвище - Гильом Короткий Нос. Вернувшись во Францию, паломники обнаруживают очередной заговор - нормандского герцога Ришара (видимо, имелся в виду исторический Ришар I Старый), с которым Гильом разбирается примерно так же, как с Арнеисом (кулаком в нос, но теперь не до смерти). Заканчивается поэма новым походом на Рим - франки выручают город, побив наглого Гугона Немецкого.

Естественно, что за всё свое добро граф от благодарного Людовика получает... ни шиша - как повествует следующая жеста "Нимская телега", при раздаче фьефов "тряпкообразный вьюнош" (во всем цикле о Гильоме император предстает персонажем не очень-то симпатичным) ничего ему не оставил. Сказав всё, что думает по этому поводу, герой просит только одного - отдать ему Ним, который он отвоюет у сарацинов. Чтобы совершить сей подвиг, граф пускается на хитрость - притворяется купцом, сажая в бочку на телеге отборных воинов, которые, попав в Ним, перебивают стражу и открывают ворота.


Шкатулка со сценами сражения Гильома с маврами

И заметьте - несмотря на все свои подвиги, Гильом всё еще не женат! Исправлять упущение срочно принялась поэма "Взятие Оранжа" - в ней граф узнает от сбежавшего из Оранжа христианского пленника, что город зело красив и богат, а его королева Орабль (кто еще помнит такую) есть дама, приятная во всех отношениях. Герой решает совместить приятное с полезным и осаждает мавританскую твердыню.

А заодно тайно пробирается в город, знакомится с Орабль и влюбляется, делая предложение руки и сердца (браки, да еще не консумированные, со всякими язычнЕГами церковь не признает). В осаде дяде помогает племянник - Бертран, сын Бернара де Бребана. Вдвоем они, с помощью Орабль, берут город. Королева креститься, приняв имя Гибор (ака Гибурк), после чего выходит за Гильома (который таки уже стал Оранжским) и живет с ним долго и счастливо...

Tags: Жестяные песни
Subscribe

Posts from This Journal “Жестяные песни” Tag

  • Шансон о жести - 20

    Фейские дела (окончание) Продолжение похождений Юона де Бордо - поэма " Гуо н и Калисса". Хотя, судя по тому, что герой крутит шашни с…

  • Шансон о жести - 19

    Фейские дела (начало) Следующая большая ветвь Жесты о Дооне де Майянсе сильно отличается и от предыдущих, и от всех шансон де жест вообще. Тут…

  • Шансон о жести - 18

    Четверо на коне и проделки фей Следующим сыном Доона де Майянса, похождениям потомков которого посвящен отдельный цикл шансон де жест, стал Эмон де…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments