Отчего так? Ну, как уже было сказано, оттого, что с XVIII по ХХ век в среде литератОрАведов пиеса пользовалась репутацией "фу от Шекспира - какой-то низкопробный ужастик, всё никакущее, мастер опозорился". Была даже теория о том, что он ее не писал, а "ему подкинули!". Посему "ширнармассы" про нее тупо и не знают особо многого (да и вообще чего-нибудь). Чем же заслужила тагедия "самого Вильяма нашего" такое уничижительное клеймо? Знамо чем - содержанием. Больно уж кГовавое...
Даже начинается она морем трупов - после споров сыновей помершего императора, Сатурнинуса и Бассиануса, о том, кто теперь цезарь, и прекращения прей народным трибуном Маркусом Андроникусом (буит мой брат, великий енарал Титус - народ сказал!) вносят 20 мертвых сыновей знатного римлянина Титуса Андроникуса, павших в битвище с готами. Сражение Титус выиграл, захватив в плен царицу Тамору и ейных детей Аларбуса, Хирона, Деметриуса и хахиля ейного же, мавра (то есть нехра) Аарона. Тут же в честь победы военачальник приказывает принесть в жертву б-гам Аларбуса, а на стенания Таморы отвечает - нехрен было моих 20 сыновей убивать, готища поганыя! Естественно, царица, оба оставшихся принца и мавр клянуться "жистоко отмстить" (то есть, 20 мертвых сыновей, с их ТЗ, это "ниачем" - какая это, нафиг, месть?).
Сатурнинус пытается громко кричать "неправильное у вас кунфу, я ампиратор!", и Титус... вдруг соглашается с ним и отказывается от власти. Ибо добр (одного готища за 20 сыновей - ну ниачем же, ангелы больше бы зарезали). За это коварный Сатурнинус выражает желание породниться с енаралом, взяв в жены ейную дочь Лавинию. Почему коварный? Потому что Лавиния и Бассианус любят дружка дружку и убегают вместе, а когда ейный брат и сын Титуса Муциус пытается удержать рассвирипевшего отца, тот отпрыска в гневе зарезывает... Упс. А Сатурнинус находит утешение в браке... с Таморой. Так что злобные готы внезапно обретают "административный ресурс" для своей "ужасной мсти". И начинается всё с того, что ампиратор Сатурнинус "прощает" Бассиануса и Лавинию, и благодарный Титус приглашает всех на большую охоту (ну, и за каким хреном погиб Муциус?).
Тем временем подлый мавр (не, ну в XVI веке это был сценический приговор - кто не Яго, тот минимум Отелло, в общем, дикиЯ люди) составил хитроумный план мести. Он зарыл в землю под деревом мешок с золотом, а потом посоветовал Таморе устроить ссору с Бассианусом на охоте, что она и сделала. Вьюнош вскипел и начал "угрожать действиями", так что Хирон и Деметриус тут же его и порешили, а Лавинию схватили, изнасиловали, а чтобы никому ничего не сказала - отрезали язык и руки (какие предусмотрительные люди...). А зачем нужен был мешок? С его помощью (довольно подложопо и хитрозадо) Аарон обвинил в смерти Бассиануса еще двух сыновей Титуса (кролик какой-то - уже 23 сына и дочь) - Марциуса и Квинтуса, которых и схватили, кинув в узилища.
Аарон идет к Титусу и обещается спасти его сыновей, ежели... тот отдаст руку. Свою или одного из еще оставшихся у него двух сыновей (мама дорогая... вот это были семьи!). Андроникус позволяет оттяпать руку себе, после чего мавр "может уходить", а позже от Сатурнинуса присылают... головы Марциуса и Квинтуса, вкупе с рукой Титуса. Енарал вбезумие. И тут Лавиния наконец-то находит способ сообщить имена насильников - пишет тростью, зажатой в зубах, на песке. Тогда Андроникусы разделились - сын Луциус собирает войско для похода на Рим, а сам Титус прикидывается спятившим шлангом и хитростью хватает Хирона и Деметриуса. Их убивают, и Лавиния готовит (как? опять ротом???) из них "пирог с мясом". Которым угощают приехавшего "в гости" Сатурнинуса с Таморой.
В самый разгар пира енарал потрясает всех тем, что с криками "нечего ей более жить!" зарезывает Лавинию. И рассказывает, что сыновья Таморы ее снасиловали и изувечили. Сатурнинус велит "привесть их сюды, судить буим", но Титус "успокаивает" - оне уже тута, в пироге, которым нажралась Тамора - и зарезывает царицу. Офигевший Сатурнин зарезывает Андроникуса, а внезапно нОбежавший Луциус зарезывает ампиратора. Тут же "восстанцы" приволакивают связанного Аарона, которого и кОзнят по приказу Луциуса. Итого, все умерли, конец трагедии...
Феерично? Но, извините, в XVI веке, если вспомнить, к примеру, семейную историю Генриха VIII, или Ночь св. Бертелеми во Франции, или жареных на сковородах бояр (да и жен тоже) Ивана Грознова, как раз такие номера в жизни и откалывали. Это в XVIII и XIX веке стало "не принято" показывать детям (а потом и всем - не оставлять же детей дома!) в театре убийства и расчленения. И пиеса вдруг стала "плохой"... Правда, в ХХ веке появились кина Тарантины, так что "стандарты немного поменялись", и "Титус Андроникус" снова "выходит к массовому зрителю". Так что вы бы хоть фильму нашли, скачали и посмотрели - а то отстанете от мировых трендов в шекспироведении.
Внимание, вопрос - стоит ли в оном ЖЖ рассказывать про остальные пиесы Вильяма нашего Шекспира? Ну, кроме самых топовых - зачем мне пересказывать вам "Ромежуль", "Король-ливр", "Омлета" или "Трех Диков"?
Надо ли?