qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Орел, змея и кактус: Война за независимость Мексики - 4

Дон Мигель Костильский

Священником в селении Пуэбло-Нуэво-де-лос-Долорес был очень необычный человек - слишком образованный и слишком интеллектуально развитый для таких гребеней, бывший ректор университета Мигель Грегорио Антонио Игнасио Идальго и Костилья и Гальяга Мондарте Вильясеньор. Было ему в 1810 году 57 лет, и он "знавал куда лучшие времена". Ибо родился в семье креола, управляющего асьендой (и, с точки зрения исторЕГов-"мраксистов", "узнал на собственном опыте тяжелую долю угнетенного крестьянства" - видимо, также, как любой начальник тюрьмы знаком с тяжелой жизнью арестантов...), и с 12 лет обучался в иезуитском колледже города Вальядолида, где выучил латынь, право, риторику, философию, теологию, классическую литературу, а также французский и итальянский языки. С 16 лет он уже преподаватель колледжа, а в 1790 году вообще становится его ректором. В 1778 году был рукоположен в священники.


Падре Идальго

Немаловажный факт - все кина про мстителя в маске про него коллеги и ученики прозвали его Бандерас "Эль Зорро". Правда, в маске и на коне ему скакать никуда не пришлось - по-испански это значит попросту "Лис" и обозначает (как и у нас) людей острого и "несколько лукавого" ума. В 1792 году по так и оставшимся не совсем понятными причинам Идальго подал в отставку с поста ректора и попросился в приходские священники. Скорее всего, "имело место быть" увольнение "по собственному" за "излишне радикальные" для священника и руководителя учебного заведения политические взгляды - падре читал Мольера в подлиннике!..

Поскольку для нынешних мексиканцев Мигель Идальго - это "ихний Ленин", то сказкобылин и мифолегенд о нем придумана туева куча, и порой через них продраться весьма сложно. Большой вопрос, например - знал ли он "в совершенстве" индейские языки отоми, науатль и пурепеча, или просто еще в детстве выучился, общаясь со сверстниками, нескольким фразам. После того, как сменил несколько приходов, он в 1803 году осел в Долорес, где до того священствовал его старший брат, умерший Хосе Хоакин.


"Клич Долорес"

На селе Идальго начал преследовать своих прихожан Просвещением и мучил их заведением дубильни, кузницы, гончарной, столярной, ткацкой и шорной мастерских и водокачки, а тех, кто не сдавался и не убегал, добивал разведением выписанных из Гаваны пчел и любительским театром, где снова ставил Мольера (к ненависти окружной инквизиции - тупые пейзане постоянно писали доносы на "вольнодумство" падре, заваливая солидное учреждение такой ерундой). В общем, всячески подавлял интеллектом и ввергал окружающих в ничтожество. На скромное жалованье священника покупал французские подрывные книжки - Вольтера, Дидро, Руссо Маркса и Энгельса. Государство попробовало ему отомстить - небольшо семейное поместье отца было отнято за долги, отчего, кстати, его младший брат Мануэль сошел с ума и умер в психиатрической лечебнице. Мигель Идальго ответил на это тем, что принялся за революцию, примкнув к "заговору Керетаро"...

В общем, фрукт был еще тот - практически овощ. Так что когда ему прислали записку "Ла Коррехидоры" о том, что "легавые всех метут, всё пропало, шухер!" (которую, кстати, написали вообще не ему, а Альенде, но тот уехал в Долорес, и потому связник побежал туда), отреагировал сурово: "Мы погибли, теперича осталось только мочить гачупинов!" И показывает, что чтение Мольера и Руссо чему-то всё-таки учит - рано утром 16 сентября 1810 года с кучкой соратников сперва обеспечивает себе "социальную базу", очистив местную тюрьму и вооружив 80 преступников, с которыми захватывает арсенал и арестовывает местных чиновников. После чего бьет в набат, собирает народ на площади и толкает пламенную речь, получившую в "анналах" название "Клич Долорес".


К оружию, граждане! Формируйте батальоны...

Надо сказать, что при произнесении речи Мигель Идальго показал незаурядные способности революционера - призыв "мочить гачупинов!" он подкрепил обещанием платить любому, кто присоединиться к нему с оружием на коне, ежедневно по одному песо, а кто без коня - по четыре реала. Так движение за независимость сразу стало массовым (и обрело кавалерию) и "охватило широкие слои населения"...

Tags: Мехиканцы
Subscribe

Posts from This Journal “Мехиканцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments