qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Офицер и еврей

Наконец-то посмотрел "фильм о двух названиях" - совместный французско-итальянский проект, который во Франции вышел с названием "J'accuse" ("Я обвиняю"), а в Италии "L'ufficiale e la spia" ("Офицер и шпион"). (Наши прокатчики предпочли итальянский вариант, но хотя бы в этом случае ничего сами не сочинили - и на том спс.) Ну что сказать для начала - Роман Полански тряхнул стариной, так что в "качестве качества" продукт получился профессиональным. Что же до содержания, то в кои-то веки удалось снять хоть кому-то вменяемый исторический фильм про известные события.

Впрочем, ежели вы совсем ничего не знаете о "Деле Дрейфуса", торпедировавшим в 1890-х годах сперва французскую армию, а затем и правительство - вам будет сложно понять, о чем речь. Потратьте полчаса времени - почитайте хотя бы статью в Вике о нем. И тогда сможете спокойно смотреть фильм, не пытаясь одновременно отгадать "кто на ком стоял" и "а это хто?". Если суперкоротко - капитан Генштаба Адольф Дрейфус в 1895 году был обвинен в шпионаже в пользу Германии, осужден и сослан на вечное одиночное заключение в жопе латиноамериканского мира. Однако спустя время начали всплывать доказательства того, что Дрейфус невиновен - его подставили сперва по халатности, потом чтобы не признаваться в халатности, а в итоге "потому что евгей". Детали дела в фильме изложены "близко к реальным", правда, в сжатом виде, но почему-то обрубаются на 1898 годе, когда Дрейфус был помилован, но не оправдан (а далее там было еще много всего веселого).

Впрочем, главным героем фильма стал не "бедный Дрейфус", а полковник разведки Мари-Жорж Пикар, упорно добивавшийся пересмотра дела и в конце концов добившийся этого. Сей образ стал одновременно главной удачей фильмы и главным же ее уязвимым местом. Полковник настолько честен, чист, несгибаем и правилен, что вызывает "сильное соперживаляние", но берут непонятки - что его мотивирует? Я не спорю, в жизни есть такой тип людей - правдорубы, готовые биться с любым количеством ветряных мельниц до полной победы (своей, или мельниц), но они обычно в жизни же люди довольно неприятные, зацикленные и эгоцентричные.

А тут не человек, а чисто ангел - он ведь даже "евреев тоже не любит", но "справедливость дороже всего". Кстати, это могло бы объяснить финальный эпизод - много лет спустя, уже став военным министром, Пикар отказывает Дрейфусу зачесть выслугу лет, проведенных тем в заключении, и повысить в чине. Из логики картины следует - потому что тот сдался и согласился на помилование, хотя "надо было бороться до конца" и "а вот если бы сдался Пикар, то всё было бы намного хуже для всех". Но в картине сей момент практически совсем не прописан, как и, уже было сказано, вообще вся мотивация главного действующего лица.

В целом же фильм неплох, он счастливо избегает беды "парадно-исторических картин" - бесконечного мелькания многочисленных "реальных персонажей", произносящих по паре реплик в одном эпизоде. Круг основных "воинов света" и "легионов тьмы" четко очерчен и выдерживается до конца, а влетающие в сюжет персонажи "одного эпизода", типа адвоката или писателя Золя, именно что и остаются эпизодическими ролями, не перетягивая внимание на себя. Короче говоря, грамотно снятый исторический синематограф - думаю, что не пожалеете, ежели один раз поглядите. Хотя бы увидите французских военных конца XIX века в их знаменитых красных штанах...



Tags: кина
Subscribe

Posts from This Journal “кина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Posts from This Journal “кина” Tag