Category:

Корсиканские трубочисты - 8

Цыганский барон (окончание)

Войну с Пруссией в 1806 году Шарль Шульмейстер встретил уже "по сю сторону невидимого фронта" - его личность как тайного агента была засвечена, и оставалось только "делиться опытом", организуя чужую деятельность. И тут в бывшем контрабандисте и шпионе открылся еще один талант - лихого кавалериста. Во главе отряда из 13 человек он врывается в крепость Вейсмар и "мотивирует" местный гарнизон (относившийся к герцогству Мекленбургскому) не впускать в город отряд прусского генерала Фридриха Леопольда Карла Бернхарда Людвига фон Узедома, который в итоге вынужден был капитулировать, сдавшись отряду генерала Савари - патрона и покровителя Шульмейстера.


Киновоплощение Карла Шульмейстера - не самое удачное...

Оставаясь при штабе, в сражении у Фридланда в 1807 году "шпионо-гусар" был даже ранен, тусуя возле императора - пулей в лоб, шрамом от которой он хвастался в преклонные года. А когда Савари бы назначен комендантом Кёнигсберга, его верный "товарищ" стал полицейским префектом столицы Пруссии. Следующим событием, вырвавшим нашего героя "кошелька и кинжала" из его роскошного поместья близ Страсбурга, стало Эрфуртское свидание 1808 года Аполиона с Александром I - "императора шпионов" вызвали для исполнения обязанностей обер-церемонимейстера (как утверждал сам Шульмейстер, нагло игнорируя тот факт, что придворнуом этикету никогда и нигде не обучался), а на самом деле для организации тайной слежки и полицейского сыска - сохранились его самоличные рапорты о "проделанной работе". Агенты Шарля-Луи сновали между праздношатающихся, обеспечивая "гарантии безопасности", а заодно чутко шевеля ушами в самые разные стороны.

1809 год - пик официальной карьеры Шульмейстера. Его покровитель Савари лично посещает поместья в Эльзасе и "сподвигает" соратника снова послужить стране - на сей раз в чине генерального армейского комиссара, чтобы возглавлять работу жандармерии (сам герцог Ровиго, как ее шеф, довольствовался "общим руководством", а кто-то же должен был исполнять "рутину повседневности"). Шарль-Луи "вспоминает молодость" и в авантажном мундире красуется на горячих конях, а в сражении при Ландсхуте даже умудряется совершить военный подвиг - с отрядом добровольцев захватить мост, предотвратив его уничтожение, что позволило французам продолжить наступление. Когда же императорские войска берут Вену, Шульмейстер вновь исполняет обязанности генерального комиссара полиции на протяжении всего срока оккупации австрийской столицы.Один из очевидцев оставляет самый подробный его "портрет с натуры":


Мария Луиза, коварный враг Шульмейстера

"...Сульместер по ловкости единственный в своем роде делец. По страху же, внушаемому им венцам, он стоит целого корпуса. Его наружность соответствует репутации. Взгляд его живой, проницательный, вид суровый и решительный, движения резки, голос твердый и звучный; рост средний, но сложение коренастое; темперамент желчно-сангвинический. Он прекрасно знает Австрию и мастерски очерчивает личности, играющие в ней видные роли. У него в Страсбурге несколько фабрик. Он не скрывает, что до исполнения обязанностей военного наблюдателя был начальником шайки контрабандистов в Эльзасе. Ремесло контрабандистов и полиции очень схожи, говорит он. На лбу у него глубокие шрамы, доказывающие, что в критические минуты он не отступал. Этот человек, имеющий столько общих черт с шиллеровским Карлом, отличается также щедростью: он усыновил и воспитывает двух сирот".

Увы, это были последние подвиги - в 1810 году звезда Шарля-Луи закатилась по одной простой причине: Аполион женился на австрийской принцессе Марии-Луизе, и все, кто напоминал об унижении ее родины слишком явно (например, человек, дважды терроризировавший Вену "оккупационным полицейским прижимом"), от двора (а также от милостей императора) были отлучены. Шульмейстер удалился в поместья, но злой рок настиг его и там - в 1814 году австрийские солдаты всё по той же причине с криками "не забудем, не простим!" сожгли их дотла, уничтожив всё, что не смогли унести.


"Император шпионов" на старости лет

То, что еще оставалось (земля, например) пало жертвой вернувшихся Бурбонов, официально глядевших "с недобром" на участника похищения и казни герцога д'Ангьяна - бывшего шпиона заставили заплатить огромного "отступного". В 1815 году во время "деловой поездки" по Германии Карла-Людвига (ибо в Германии-то безопаснее было называться так) арестовали по личному приказу Блюхера и продержали в узилище четыре месяца. Остатки состояния постепенно растаяли в разнообразных аферах, и конец жизни Шульмейстер провел в амплуа скромного страсбургского буржуа, заведовавшего случайно оставшимся от былой роскоши табачным магазином. Немного деньжат удалось срубить и на мемуарах, где, впрочем, автор врал о своих героических приключениях напропалую. Умер Шарль-Луи (ака Карл-Людвиг) Шульмейстер (ака ШШульмайстер, ака Сульместер) 8 мая 1853 года.