qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Хроники богемские и моравские - 5

Князья и святые

Дети Борживоя I (три сына, но по именам известны лишь двое, и три дочери, неизвестных нам имен) были, судя по всему, еще слишком малы, чтобы "подхватить руль", ибо сразу после смерти их родителя власть над чехами захватил моравский князь Святоплук I, заставивший Борживоевичей принесть ему вассальную присягу и увезший их в свою столицу Велеград. Только после того, как в 895 году начались распри между наследниками Святоплука, вьюноши смогли вернуться на родину, и старший из них Спытигнев I стал полноправным князем. Главной проблемой его правления стали нОбигающие постоянно угро-венгры, от которых он отпихивался в союзе с восточными франками. Также Спытигнев I остался в памяти народной как строитель - он возвел напротив Вышеграда (постороенного якобы при Пржемысле I Пахаре - хотя есть мнение, что и его тоже построил Спытигнев), на другом берегу Влтавы, церковь и княжие палаты, обнес их частоколом, и получился Пражский Град. Также ему приписывается строительство Тетина, Либушина, Будеча, Мельника, Стара-Болеслава и Лштени.

 
Братья Спытигнев (возле построенной им церкви Девы Марии на Пражском Граде) и Вратислав

Умер Спытигнев I то ли в 905, то ли в 915 году - показания свидетелей расходятся. Наследовал ему младший брат Вратислав I. Он продолжал ту же политику - сидеть в Пражском Граде на попе ровно, дружить с баварцами, строить потихоньку Чехию (крепости на границах). Венгро-угрскую проблему решил радикально - свободно пускал их нОбигать на немцев, а в 915 году чехи даже сами поучаствовали в набеге на Саксонию. В жены князь в 906 году взял дочь правителя полабского племени стодорян (ака гаволян - от них названа река Хафель, а столицей был Бранибор-Бранденбург) Драгомиру, которая родила шестерых детей (по именам снова известны только два сына). Именно она после смерти мужа в 921 году стала регентом при малолетнем Вацлаве I.

Однако, судя по всему, в правящих кругах боролись две партии - ибо Драгомире доверили власть над страной, но не воспитание сына, отданного бабке Людмиле, матери Спытигнева и Вратислава, вдове Борживоя I. Видимо, случился обычный семейный педагогический конфликт - недовольная тем, как свекровь воспитывает внука ("как монаха, а не как князя!"), невестка 16 сентября 921 года подослала к Людмиле убийц, которые проникли в замок Тетин и задушили ее. Ну а чтобы не палиться и не сгрести за "матереубийство", княгиня заявила, что это "месть проклятым христианам" - и бросила клич "бей крестящихся!" (внезапно сама Драгомира оказалась некрещеной - отсюда и ненависть к "монаховству"). Началось языческое восстание - то бишь, спустя почти сто лет после "крещения Моравии" в Чехии еще находилось достаточно "революционно настроенных паганистов". Баварские миссионеры были в очередной раз изгнаны из страны...


Драгомира посылает убийц к Людмиле (кликабельно)

Есть, конечно, версии о том, что первое политическое убийство в Чехии случилось не на почве религии, а из-за международных отношений. Союз с баварцами супротив саксонцев резко сдулся - именно в 921 году герцог Арнульф I Злой был побежден королем Германии и саксонским герцогом одновременно Генрихом I Птицеловом и вынужден был принести ему вассальную присягу. В этих обстоятельствах Людмила-де стояла за союз с Саксонией, а вот ее невестка была резко против... Но убедительных пруфов этой версии маловато. Хотя Генрих Птицелов и Арнульф Злой таки появились в 924 году с войсками в Чехии - но каков был результат похода, не очень ясно. Драгомира то ли под их принуждением, то ли по достижению сыном совершеннолетия сложила с себя полномочия, и Вацлав I начал править самостоятельно.

Он даже сперва изгнал мать - в наказание за убийство бабки, но весьма скоро позволил вернуться, и она жила при дворе. А Людмилу Чешскую канонизировали как святую мученицу, правда, уже в XII веке - но, получается, что хронологически первой святую жизнь в Чехии вела женщина, что вкупе с поведением Драгомиры вообще бросает на раннюю историю княжества "сильный феминистский оттенок"... Впрочем, в династии Пржемысловичей "высокие семейные отношения" еще только начинались. Ибо 28 сентября 929 (или же 935/936) года князь Вацлав I был убит у входа в церковь, которую собирались освятить (по другой версии, на пиру) - людьми, подосланными его младшим братом Болеславом. Опять, конечно же, во всем была виновата политика - старший брат-де слишком сильно прогибался перед немцами, и младшему стало за державу обидно...


Шлем якобы князя Вацлава, экспонат

Начавший так неожиданно свое правление новый князь стал известен как Болеслав I Грозный (а уж точнее, Отвратительный - Ukrutný, прозвище, естественно, не прижизненное). Видимо, что-то ему подсказывало - братоубийство не совсем то, чем можно гордиться, и потому рожденного в тот же день сына он назвал Страхквас ("Ужасный пир" - видимо, убивали таки за едой) и сделал его священником. Поскольку покойный пользовался "любовью народной", он тут же начал творить чудеса, так что, опасаясь уже народного гнева, в 938 году брат приказал перенести его останки в собор св. Вита, а в 970 году Вацлав I Святой вообще был канонизирован - еще при жизни собственного убийцы. Сначала он в легендах и агиографии рисовался мирным принцем, но где-то в XII веке он стал изображаться (книжно-скульптурно) воином, покровителем сперва династии Пржемысловичей, а потом и всей Чехии. Про него даже сочинили легенду, будто он спит в пещере, дожидаясь момента, когда надобно будет снова выйти и спасти всех (фу, как неоригинально, какая голимая копипаста...). В общем, если жил князь Вацлав I так себе, то посмертная карьера ему удалась на все 100.

Tags: Медиум евум, Чехоморавцы
Subscribe

Posts from This Journal “Чехоморавцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments