После смерти Кавада I в 531 году на престол взошел его младший сын Хосров I, получевший по итогам своей деятельности прозвище Ануширван ("великий душой"). Поскольку это был тот самый принц, который уничтожил маздакитов и своего старшего брата Кавуса, царствование намечалось богатым на разнообразные события...
Хосров I Ануширван
Кстати, в молодости Хосров едва не стал Юстинианом, причем буквально - по условиям мирного договора 518 года его отец предложил императору ромеев Юстину I усыновить своего младшего сына. И тогда Шашанид получил бы когномен Юстин-иан ("усыновленный Юстином"). Но византийцы испугались того, что принц будет иметь одинаковые права на два трона, и согласились на проведение только персидской церемонии усыновления, а не ромейской.
На такой фармазон Кавад I не согласился. В первые годы правления Хосрова I против него составился заговор во главе с его братом Замом. Сам Зам был одноглаз, и потому не мог претендовать на трон, но у него был сын Кавад. Шаханшах приказал казнить всех заговорщиков, но Кавад, по легенде, был спасен, а потом появился в Византии - "либо он, либо тот, кто выдал себя за него", и долгое время жил там при дворе Юстиниана I.
Император Юстиниан I
Хосров Ануширван стал самым известным шаханшахом в истории и героем многочисленных легенд и притч - ибо был великим реформатором. Еще его отец начал внутренние преобразования, которые сын "расширил и углУбил". Прежде всего произошла налоговая реформа - был составлен кадастр всей земельной собственности империи, и на его основе рассчитаны "справедливые" и твердые ставки сборов продуктами. Также была введена подушная подать для неблагородных сословий.
Это наполнило казну деньгами, и Хосров приступил к реформированию армии - приобрел государственный запас оружия, который стал раздавать призывникам, и это позволило создать 12 постоянных кавалерийских частей, ставших ядром "армии нового типа". В новые войска набрали сыновей азатов, которые были бедны и не могли сами снарядиться. Теперь они получали оружие и жалованье из казны и были преданы лично шаханшаху. Так что Хосров I перестал зависеть от знати и выставляемой ею отрядов тяжелой конницы - так что даже осмелел и отменил чин эран-спахбеда (главнокомандующего), присвоив его полномочия себе самому.
Хосров Ануширван охотится на блюде
Переделал "великий реформатор" и административное деление империи. Вся страна теперь делилась на четыре хуста, во главе которых были поставлены испахбеды (генерал-губернаторы), которым подчинялись падоспаны (гражданские губернаторы). Все эти назначения делал лично шаханшах, а также он утверждал всех судей. Значение знати при дворе упало за счет возвышения бюрократов, также "к плинтусу" переместился в придворной иерархии и первосвященник - мобедан мобед. При Хосрове I же появились первые письменные судебники - сборники правовых актов. Однако же когда какой-то писец рискнул подавать шаханшаху мудрые советы во время обсуждения налоговых реформ, его по приказу Ануширвана забили чернильницами до смерти... Восток - дело дикое. Процвели при дворе в кои-то веки даже науки с искусствами - Хосров велел переписывать старые книги и переводить на пехлеви индийские и греческие сочинения.
В Гундешапуре открылась медицинская школа (дожившая до времен Арабского халифата). Персы уверены, что именно при Ануширване у них появились игры в нарды и чатранг (чаттуранга - протошахматы). Ну и главный культурный подвиг - впервые в ее истории была записана "Авеста", священная книга зороастрийцев (до тех пор на протяжении 1500 лет тексты заучивались наизусть). Однако совсем не все в империи Сасанидов были рады реформам. В 549 году вспыхнуло восстание христиан, которое возглавил царевич Анушзад, сын Хосрова I от жены-христианки, который был заточен в крепость из-за отказа перейти в зороастризм. Принцу удалось освободиться, собрать многочисленных сторонников и отправить к Юстиниану I послание с просьбой о помощи. Против христианских "бунторезов" пришлось послать войска, которые их побили, а Анушзада смертельно ранили (по другой версии, схватили и по приказу отца изувечили, чтобы он потерял возможность претендовать на престол).