Categories:

Ромеи за два безанта - 15

Праздные увеселения

Византийцы совсем не были людьми постными и скучными, которые всё свободное от трудов время тратили на молитвы. Они, как и все нормальные люди, умели развлекаться и как они же (нормальные люди) очень это любили и делали при каждом удобном случае.



Знатные ромеи оригинальностью не отличались - их любимым развлечением была охота. Многие василевсы охотились днями напролет, и их "мероприятия" по грандиозности приближались к военным кампаниям. Охотились двумя самыми традиционными способами - с помощью собак и хищных птиц, так что расходы на псовые своры и соколов (с ястребами и пр.) наносили порой незаживающие раны государственному или семейному бюджету. Главный сокольничий при дворе звался протоиеракарис и был весьма влиятельной фигурой - обычно на сей пост назначали "старинных друзей" василевса. Существовали обширные государственные охотничьи угодья, где автократоры и их приближенные охотились "вдали от шума городского".

Как и все нормальные мужчины, не отягощенные особенным образованием, ромеи любили спорт. Знать развлекалась конной игрой, напоминавшей поло - циканий, для соревнований в которую строили специальные стадионы - циканистрии, самый известный из которых находился в Константинополе возле Большого дворца. В эпоху поздней империи, при Комнинах и Палеологах, знать подхватила европейское увлечение турнирами и полюбила "военизированно-театральные" игрища. "Народ попроще" тоже любил игрища (попроще - кулачные бои, борьбу, стрельбу, метание и пр.), которые в любом большом городе устраивались под руководством стратига каждое воскресенье, и сохранились жалобы попов на то, что "нечестивцы" ходят не в церковь на службу, а на "игрища поганые".



Естественно, что бешеной популярностью всех слоев населения пользовались праздники - лишь бы не работать! Как и в любой христианской стране, делились они на религиозные и светские. Из первых наиболее популярными были Рождество, Пасха и Троица, а также связанные с Богородицей - Рождество (Богородицы же), Введение во храм, Успение и пр. Обычно такие праздники сопровождались торжественными шествиями, на которые все, от василевса и василиссы до простолюдинов, надевали "самое красивое" и "выставляли на обозрение". В храмах, понятное дело, служили торжественные литургии, а после них горожан ждало самое ими любимое действо - дармовое (ну как дармовое - устраиваемое в основном за счет коллегий и средств бюджета) угощение и выступление артистов - флейтистов, цимбалистов, танцоров и мимов.

С артистами, к слову, в Византии было "всё в порядке" - их дружно презирали церковь и "люди образованные", периодически даже порываясь "известь эту ересь". Но поскольку даже у очень важных магнатов и самих василевсов культурный уровень в большинстве случаев находился "возле начальных классов", "площадные плясуны" всегда находили себе кусок хлеба и благодарных зрителей во всех слоях общества. Ибо "репертуар" их составляли откровенно комические и часто весьма непристойные сценки "и прочие кривляния" (хотя надо всегда иметь в виду, что известно нам о византийских актерах только со слов тех, кто их люто ненавидел - монахов и "интеллигентов").



Самыми популярными праздниками были, естественно, "народные", которые в основном "достались" обществу еще от античных времен. Календы (12 дней от Рождества до Крещения) - нам больше известные как святки, хотя само слово и сохранилось (коляда - это от календы), с песнями, танцами и карнавальными переодеваниями. Брумалии - месяц с 24 ноября по 24 декабря, бывший праздник в честь богов плодородия, а теперь просто время веселых пьянок и обжираловок. Русалии - день поминовения умерших предков, тоже сопровождался обрядами и застольями. Ну а "горячо любимый" родноверами всех стран и времен день летнего солнцестояния был "совмещен" с праздником св. Иоанна Крестителя, что совсем не мешало выполнять "обязательную программу" в виде венков, хороводов и скаканий у костров.

Церковь, естественно, по поводу всех этих "игрищ диавольских" постоянно "откладывала кирпичи", но так и не смогла "победить зловредную отрыжку язычества". А из "новых" празднеств самым популярным был "день города" Константинополя, отмечаемый каждого 11 мая. В этот день на Ипподроме устраивались праздничные заезды и очередные обжираловки. Ну и "спонтанные" праздники, типа коронации василевса или рождения порфирородных принцев, отмечали массовыми раздачами денег, еды и выпивки. Но самым любимым развлечением "константинополитян" и и жителей других больших городов империи были, конечно же, бега на Ипподроме...