qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Жизнь в стиле укиё - 8 (Откуда взялась якудза)

Мы раз-бубу-обойники...

Именно в период Эдо возникает "неповторимая ниппонская традиция", ставшая для необразованной части населения мира третьим символом Японии (после сакэ и харакири) - якУдза. Люди попроще называют сие явление менее заковыристо - организованная преступность. То есть, воровство, жульничество, "черный рынок", азартные игры, рэкет, наркота и пр. - чем "мафиозо" и занимаются в любом уголке мира. А "неповторимую ниппонскость" им придают некоторые обычаи и стереотипы поведения, именно что восходящие к XVII веку, времени появления сих "уникальных" организаций.


Актриса театра кабуки в роли самурая - кабуки-моно (кликабельно)

Есть две версии зарождения оной "славной традиции". Одна настаивает на том, что прародители якудза - хатамото-якко (низшие чины хатамото -  самураев, служащих лично сёгуну, обычно разорившие и потерявшие статус), которые поправляли свои не слишком блестящие финансовые дела нападениями на мирные деревни и купеческие резиденции и грабежом оных. Оные самураи частенько носили "вызывающие женские одежды" и броские прически - так одевались актеры театра Кабуки на представлениях (в том числе и игравшие женские роли - когда женщинам запретили играть на театрах), и "стиляги XVII века" подражали их имиджу, потому и получили второе прозвище (связанное с внешним видом) - кабуки-моно (как я понял, что-то вроде "свихнутые на Кабуки"). В пользу оной версии говорит до сих пор сохранившееся пристрастие современных борёкудан ("силовая организация" - слово-синоним для якудза, считающееся "приличным" и используемое в юриспруденции, возникло позже, в XIX веке) к экзотическим прическам, броской одежде, а также обычай покрывать тело татуировками.

Однако сами якудза не хотят происходить от воров и грабителей - они же честные бизнесмены! И настаивают, что их прародители - отряды мати-якко, которые за плату защищали деревни и купцов как раз от хатамото-якко. То есть, своего рода "практически робины гуды". Впрочем, есть и самые взвешенные мнения о том, что нынешние якудза "творчески восприняли" традиции обоих этих "социальных групп". Ну а само слово "якудза" произошло от названия карт популярной в маргинальных слоях ниппонского населения колоды для азартных игр ханафуда. В одной из наиболее любимых населением игр (что-то типа "очка") три карты составляли самую "гнилую" и проигрышную комбинацию - я (восьмерка), ку (девять) и дза (тройка), то бишь 20-ка. И, опять же, по одной из версий, так стали называть самого ничтожного человека, отброса и подонка, ни на что не годного - якудза (кстати, сие слово до сих пор имеет пренебрежительный оттенок, и сами "робингуды" предпочитают именно "борёкудан"). Впрочем, другая версия настаивает, что якудза - это такой ловкий игрок, который выиграет даже с самыми хреновыми картами.


Карты ханафуда

Несмотря на "романтические начала" (суровые рубки мати-якко и кабуки-моно за "деревенскую честь и имущество"), в дальнейшей эволюции якудза приняли участие две совсем другие социальные группы. Первая - тэкия, коробейники, торговцы вразнос, обычно дешевым и не самым качественным товаром, довольно презираемое и "низкосоциальное" ремесло. Между ними существовала конкуренция, поскольку они делили территорию, особенно во время большого наплыва покупателей (религиозные праздники, фестивали и пр.), и для "защиты границ" нередко нанимали телохранителей - обычно ронинов (из которых и рекрутировались отряды мати-якко и хатамото-якко - зачастую именно их, родимых, если они уже имелись на этом месте, и нанимали). Люди, которых тэкия нанимали, назывались оябун ("служащий" - сие слово нынче и обозначает босса семьи якудза), и правительство официально разрешало им носить оружие - для защиты бизнеса.

Другая группа людей, располагавшаяся еще ниже по социальной лестнице, чем даже торговцы - организаторы азартных игр, называвшиеся бакуто ("игроки"). Официально подобного рода развлечения были запрещены, но подпольно процветали, отстегивая властям "отступного". Бакуто тоже нуждались в охране - выбивать долги из проигравшихся (которым сами же и давали ссуды) и охранять бизнес от любителей "хапнуть чужого" (незаконный же - властям не пожалуешься) и также нанимали местных головорезов. Именно в оной среде и появилось слово "якудза" (см. выше). Кстати, разделение сие существует среди борёкуданов до сих пор - те, кто "специализируются" на игорном бизнесе, считают себя бакуто. Роднило обе группы и то, что основателями такого "дела" часто становились бандиты и/или ронины, которые решали "пустить в дело" капитал, нажитый банальным грабежом и разбоем.


Бандзуйин Тёбэй (кликабельно)

Ронины, из числа которых вербовалось большинство бойцов якудза, привнесли с собой "торжественное" отношение к делу (кодекс бусидо, презрение к смерти, агрессивность, владение мечом, чтение "спецлитературы", эпатажный стиль одежды кабуки-моно) и разнообразные ритуалы, типа торжественного посвящения, клятвы верности боссу (сперва именно при посвящении отрезали палец - потом сия церемония была перенесена на обряд извинения за "налаганное"). Организации тэкия и бакуто стали выстраиваться по образцу самурайских кланов, с культами "семьи" и безоговорочного подчинения младших старшим, "главным даймё" был оябун, единолично распоряжавшийся жизнями и имуществом всей "семьи". Дисциплинированность и эффективность их скоро оценили и официальные власти - для борьбы с уличными беспорядками некоторых оябунов назначали "надзирателями", или же привлекали их в качестве осведомителей против "неорганизованной" преступности. Борёкуданы охраняли свои кварталы от "чужих" преступников и профессиональных воров и грабителей.

Ну и напоследок можно рассказать о "первом якудза", которым принято считать Бандзуйина Тёбэя, "жившего и творившего" в середине XVII века (примерно в 1640-1650-х годах). Сын ронина, обитавшего "на селе", в детстве он убил приятеля в ссоре и сбежал в Эдо, где после недолгой службы у одного хатамото (с которым "тоже поссорился") стал зарабатывать на жизнь игрой в ханафуда, открыл подпольный игорный дом (превратившись, таким образом, в бакуто) и стал знаменит. Каким-то образом (видимо, за большую взятку) он заполучил от властей контракт на прокладку дорог и ремонт стен замка Эдо. Рабочих Тёбэй добывал, превращая в них карточных должников, которые не могли расплатиться - взамен денег они трудились. Далее достоверные факты переплетаются с легендами - якобы Бандзуйин стал вождем отряда мати-якко "Роппо-гуми", имел "серьезные терки" с бандой хатамото-якко "Дзинги-гуми", глава которой Мидзуно Дзюродзаэмон и приказал его убить в 1657 году. Жизнь и смерть Тёбэя с огромным количеством вымысла и "художественных преувеличений" стали сюжетом для многочисленных пьес театра Кабуки.

Tags: Укиё
Subscribe

Posts from This Journal “Укиё” Tag

  • Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)

    Чем развлечься на досуге? Естественно, даже в период Эдо далеко не все ниппонцы были готовы тратить свой досуг на то, чтобы часами следить за…

  • Жизнь в стиле укиё - 19

    Мы пойдем каким путем? Ниппонцы эпохи Эдо были как я - фанатами контроля, и всё стремились "делать правильно". Дабы не…

  • Жизнь в стиле укиё - 18

    Искусство строить слоги Естественно, раз уж зашел разговор о ниппонских развлечениях, логично поговорить о "высоком искусстве", начав с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments