qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Стальные когти Железного герцога - 2.16

IV. От Алмейды до Сьюдад-Родриго

Французские солдаты навсегда покинули Португалию. Единственным куском земли в этом королевстве, еще контролируемым оккупантами, была крепость Алмейда. Гарнизон ее составлял 1400 человек под командой генерала Антуана-Франсуа Бренье да Монморана. 14 апреля 1811 года, еще до сражения у Фуэнте де Оньоро Веллингтон приказал ее блокировать партизанскому отряду полковника Николаса Трента и 1-й отдельной португальской бригаде Дэнниса Пака. Алмейда была «правильной» крепостью (после взрыва год назад ее отстроили заново), и взять ее можно было только с помощью тяжелой артиллерии, которая могла пробить в стене брешь. Но такой в армии союзников не было, и пришлось ограничиться простой блокадой.

Прорыв блокады Алмейды

Сразу после сражения у Фуэнтес де Оньоро Веллингтон приказал усилить осадный корпус — блокаду Алмейды укрепили 5-я дивизия Уильяма Эрскина и 6-я дивизия Александера Кэмпбелла, а также португальская кавалерийская бригада Фуртаду де Кастру. Общее число осаждающих дошло до 13 000 человек. Командующий британской армией опасался, что после неудачного сражения французы решат, будто дальнейшее сопротивление в крепости бессмысленно, и прикажут гарнизону пробиваться самостоятельно, предварительно уничтожив все укрепления и припасы.


Бренье де Монморан

И случилось именно то, чего боялся Веллингтон — получив известия об исходе сражения при Фуэнте Оньоро и приказ «действовать по обстоятельствам», Бренье решился идти на прорыв. Драматизма (и даже мелодраматичности) ситуации добавило то, что примерно за сутки до произошедшего, 10 апреля, Веллингтон «как в воду глядел», отправив распоряжение Эрскину выставить заслон на мосту у Барба-дель-Пуэрко, лежавшему на единственном возможном пути отступления из Алмейды в Испанию, но командир 5-й дивизии, получивший распоряжение во второй половине дня, предпочел оставить его выполнение «на завтра», понадеявшись на силу ночных караулов и пикетов.

Ну а в ночь с 10 на 11 апреля началась «комедия ошибок». Бренье приказал взорвать укрепления и склады с припасами, и пока англичане с португальцами находились под впечатлением от такого внушительного фейерверка, сумел незаметно проскользнуть мимо аванпостов. Эрскин и Кэмпбелл, наконец поняв, что на самом деле происходит, отдали приказы броситься в погоню, но командир полка, ближе всех находившегося к пути отхода Бренье, замешкался и потерял время. Командир другого полка получил таки запоздалый приказ от Эрскина перекрыть мост у Барба-дель-Пуэрко, подошел туда «слишком быстро», никого не нашел и решил проявить ненужную инициативу, бросившись куда-то вперед.


Крепостные ворота Алмейды

Все эти метания позволили Бренье дойти до моста почти без потерь — если не считать тех, кто не смог выдержать слишком быстрый темп марша, который задал их командир. И всё-таки он едва не опоздал к Барба-дель-Пуэрко — хвост колонны французов британцы смогли догнать и «откусить». Всего во время форсированного ночного марша Бренье потерял 360 человек убитыми, ранеными, пленными и отставшими. Союзники недосчитались 50 человек, но пощечина была слишком сильной — материальные потери в Алмейде были велики, а позор от того, что 13 000 человек не смогли воспрепятствовать прорыву 1400, весьма силен — Бренье за свой подвиг сразу получил повышение до дивизионного генерала, в его честь назвали улицу в Париже, а фамилию выбили на Триумфальной арке.


Часть Триумфальной арки с фамилией Бренье (кликабельно)

Веллингтон был в ярости, назвав случившееся «самым позорным из военных событий, случившихся с нами в Португалии». Эрскин же, ничтоже сумняшеся, свалил всю вину на командиров тех двух полков, один из которых впоследствии даже совершил от отчаяния и в знак протеста самоубийство. Секрет непотопляемости сэра Уильяма был до банальности прост — он числился среди любимцев верховного главнокомандующего. Даже несмотря на то, что Эрскин в обществе был известен как человек, часто бывавший «не в себе», и Веллингтон заметил в письме в Конную Гвардию, что ему «прислали человека с репутацией сумасшедшего», герцог Йоркский беспечно отвечал, что «он иногда бывает немного сумасшедшим, но в свои светлые дни необыкновенно умный человек».

Так что Веллингтону оставалось лишь переводить генерал-майора Эрскина с должности на должность — сняв с 5-й дивизии, он перевел того командовать бригадой кавалерии. В 1812 году сэра Уильяма удалось официально признать сумасшедшим, и он был наконец уволен из армии, а через год покончил с собой в Лиссабоне во время одного из припадков черной меланхолии.


Бадахос

* * *
После отхода армии маршала Мармона к Саламанке на повестку дня союзных войск встал вопрос обеспечения того, чтобы вторжение в Португалию более не повторилось. С севера страна была надежно прикрыта Галисией, из которой испанцам удалось полностью вытеснить французов. Через восточную же границу из Испании вели два прохода, где можно было провести не стадо коз или отряд партизан, а целую армию, да еще чтобы в тылу у нее была надежная база-крепость. Первый — путь через Сьюдад-Родриго, по которому в 1810 году шла армия Массены. Второй — южнее, из Андалусии, через крепость Бадахос.

Обе эти крепости контролировали французы — Сьюдад-Родриго с 1810 года, когда его взял Массена по пути в Португалию, а Бадахос — с 1811 года. Когда Сульт наконец двинулся на помощь Массене в Португалию из Севильи, он 22 января 1811 года взял Оливенсу, а с 26 января по 11 марта осаждал Бадахос, который в итоге капитулировал. Дальнейшему продвижению Сульта на помощь Массене в Португалию помешали два события (о том, что его коллега через неделю примет решение начать отступление, маршал, естественно, не догадывался). Во-первых, испанский генерал Франсиско Бальестерос двинулся на Севилью, угрожая столице Андалусии и резиденции Сульта как командующего Средней армии. В во-вторых, маршал Виктор, осаждавший Кадис, дал себя разбить объединенной англо-испанской армии генералов Грэма и Ла Пеньи 5 марта 1811 года в сражении у Чикланы-Бароссы. Владычеству французов в Андалусии появилась серьезная угроза, и Сульту пришлось срочно возвращаться в Севилью, оставив сильный гарнизон в Бадахосе и V корпус маршала Мортье осаждать португальскую крепость Кампу-Майор, которая капитулировала 21 марта.


Уильям Бересфорд (Кликабельно)

Тем временем Веллингтон, получив весть о падении Бадахоса, встревожился и решил отделить от армии сильный корпус для того, чтобы вернуть «южные ворота Португалии». 2-я дивизия генерал-майора Уильяма Стюарта, 4-я дивизия генерал-майора Гилбрэйта Лоури Коула, португальская дивизия генерал-майора Джона Хэмилтона и кавалерийская дивизия бригадного генерала Роберта Балларда Лонга были отданы под команду маршалу Португалии (и генерал-лейтенанту британской службы) Роберту Карру Бересфорду. Эти силы выдвинулись к границе с Испанией и продолжили марш на Бадахос.

Tags: Аполионика, Когти Железного герцога
Subscribe

Posts from This Journal “Когти Железного герцога” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments