qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Жизнь в стиле укиё - 7

Рабочие люди

Как уже поняли самые внимательные читатели, ниппонское общество периода Эдо делилось на четыре сословия - самураи (си), крестьяне (но), ремесленнико (ко) и торговцы (сё), причем именно так по официальному социальному статусу. Хотя все, кто не был самураем, имели его (статус) практически одинаково низким - где-то у плинтуса. Ну, крестьяне хотя бы отличались тем, что их было много - подавляющее большинство ниппонцев по-прежнему обитало в сельской местности и занималось выращиванием продуктов питания.


Ниппонский пейзанин (кликабельно)

Обитали ниппонские пейзане, естественно, в деревнях, а точнее, в "нижних ячейках налогообложения", которые назывались мура. Они имели самоуправление - все вопросы (которые вообще разрешалось решать крестьянам) решались общим собранием окитэ. Однако пейзане пейзанам были уже рознь - существовали зажиточные крестьяне-налогоплательщики (главы семей), а были и те, кто работал на них арендаторами, домашними слугами или батраками-поденщиками, и потому обычно отдавали свои голоса и влияние патрону. Главы семей выбирали старосту - нануси (ака сёя), который на безвозмездной основе (то есть даром - ну, человека тупо вынуждали 3,14здить общие деньги и брать взятки, чо) трудился посредником между общиной и властями. Для этого он содержал (не забываем, что работает он безвозмездно!) помощника и счетовода (либо же даже помощников и счетоводов - в зависимости от размеров села). Ну, разве что, им всем делали налоговые вычеты - этим и стимулировали, ибо налоги обычно превышали половину урожая, и были весьма тяжки. Чем бы село не занималось на самом деле, весь доход, подвергаемый налогообложению, считался в рисовых коку и уже потом переводился в деньги "по курсу".

Староста следил за тем, чтобы вовремя проводились всякие работы, запасались запасы, а также (что самое важное) распределял налоги внутри общины. Печенька Пичалька была в том, что ежели староста (и его община) становился жертвой коррупции со стороны системы бакухан, то жаловаться на него было некому - обращение крестьян к самураям с жалобами на кого-то каралось смертию (иначе житья от их криков не будет). Впрочем, это же Ниппон - иногда крестьяне приносили жалобы в администрацию, их там казнили, но раз обращение поступило, то бюрократия предписывала его рассмотреть, и по результатам проверок частенько казнили еще и проворовавшихся чиновников. Кстати, староста не нес единоличную ответственность за сбор налогов - каждые пять глав семей объединялись в группу гонин гуми и также были связаны круговой порукой, обязуясь вовремя и в полной мере плОтить даже за того, кто не может, иначе "несамурайское сёппуку головы". А еще "глава пятерки" вел записи ЗАГС (родился, женился, умер), копии с которых отправляли в администрацию. То есть, как минимум каждый пятый состоятельный ниппонский пейзанин обязан был быть грамотным - к слову...


Работа - не волк, работа - лось...

Особенностью сельского хозяйства Ниппона с незапамятных времен (принятия буддизма как государственной религии) была неразвитость скотоводства - мясо животных есть было фу, молоко и молокопродукты тоже фу. Буйволов и лошадей разводили только как тягловый скот. От проклятия веганства ниппонцев спасала рыба - жители островов пожирали ее в огромных количествах. Но, что самое интересное, крестьяне-рыбаки "тру-пейзанами", которые "но" и входят в систему четырех сословий, не считались... Потому что "убивают рыбов" - живых, всё-таки, существ, как ни крути, а это с точки зрения "самого жесткого буддизма" тоже фу. Но если не есть еще и рыбов, то большинство населения в XVII и XVIIII веках просто бы окочурилось, как бы ни страдали от этого нынешние веганы. Естественно, выращивали и технические культуры - индиго, хлопок, шелковицу, рапс (для масла, заливаемого в светильники) и пр. Складывалась даже региональная специализация - 60-70% ниппонского хлопка обрабатывалось в Осаке.

Ремесленники периода Эдо, поскольку жили в одних городах с торговцами, постоянно с последними смешивались и на улицах, и в "личной жизни", так что их стали называть общим собирательным словом - тёнин, типа горожане. Все "мелкие производители" объединялись в гильдии (или цехи - кому как привычнее). Даже рабочие-поденщики, прибывавшие в города на сезонные работы из окрестных сел, обязаны были регистрироваться в канцелярии чиновника - префекта столицы (мати бугё). Жизнь же обычных мастеров мало чем отличалась от описанной ранее жизни торговцев - надо было проходить длинный и сложный путь ученичества, прежде чем стать подмастерьем и мастером и получить право на финансовую и деловую независимость.


Ниппонский мастер-оружейник за работой

На "особо привилегированном" положении среди ремесленников были не только представители "благородных искусств", типа кузнецов-оружейников, изготовляющих мечи и доспехи для элиты общества - самураев. Неожиданно высоким статусом пользовались плотники - ибо каждый ниппонский город регулярно горел, и их чуть ли не постоянно приходилось строить заново, так что труд "древообработчиков" требовался постоянно. Углежоги, хоть и считались "дикими варварами, живущими в глуши", тоже были необходимы везде - в Ниппоне нет запасов каменного угля, и вся страна топилась исключительно древесным. Как уже говорилось, учителя, врачи, актеры и "всякие неприкасаемые" вообще в сословную структуру не входили и жили "сами по себе" - как, кстати, и придворные кугё, а также монахи и священники (буддистские и синто), у которых были свои структура и иерархия. Ну и, конечно же, были те, кто специально "прятался в тени" и отказывался выходить на "светлый путь" - но вот о них рассказ будет в следующей главе...

Tags: Укиё
Subscribe

Posts from This Journal “Укиё” Tag

  • Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)

    Чем развлечься на досуге? Естественно, даже в период Эдо далеко не все ниппонцы были готовы тратить свой досуг на то, чтобы часами следить за…

  • Жизнь в стиле укиё - 19

    Мы пойдем каким путем? Ниппонцы эпохи Эдо были как я - фанатами контроля, и всё стремились "делать правильно". Дабы не…

  • Жизнь в стиле укиё - 18

    Искусство строить слоги Естественно, раз уж зашел разговор о ниппонских развлечениях, логично поговорить о "высоком искусстве", начав с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments
Каменный уголь в Японии был, хотя и мало (пласт у Нагасаки под островом Гунканджима выбрали начиная с 1880 и до 1970 года, были также пласты на севере Хонсю и на Хоккайдо) — но было две проблемы:
1. Японцы просто не умели добывать уголь шахтами
2. Японцы не умели использовать каменный уголь в промышленности. В металлургии каменный уголь был просто непригоден для плавки стали японским способом (это скорее восстановление из окислов, чем плавка), Органической химии на основе каменноугольных смол у японцев просто не было.

Как только в Японии появились потребители каменного угля — железные дороги, промышленность и пароходы — появились и угольные разработки.

Posts from This Journal “Укиё” Tag

  • Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)

    Чем развлечься на досуге? Естественно, даже в период Эдо далеко не все ниппонцы были готовы тратить свой досуг на то, чтобы часами следить за…

  • Жизнь в стиле укиё - 19

    Мы пойдем каким путем? Ниппонцы эпохи Эдо были как я - фанатами контроля, и всё стремились "делать правильно". Дабы не…

  • Жизнь в стиле укиё - 18

    Искусство строить слоги Естественно, раз уж зашел разговор о ниппонских развлечениях, логично поговорить о "высоком искусстве", начав с…