qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Жизнь в стиле укиё - 6

Профиты и гешефты

Все самураи, кроме ронинов, получали рисовый паек. Который выдавался три раза в год с правительственных складов, куда свозили рис, отбираемый у крестьян в качестве налогов. Естественно, в "день Х" выстраивались огромные очереди. Но ежели беднота самурайская могла себе позволить и потолкаться на свежем воздухе, то чем выше был ранг чиновника, тем более фу было ему самому таскаться за своим рисом. Тем паче что у какого-нибудь важного шишка его было очень много, и это вообще могло превратиться в логистическую спецоперацию. Посему и появились посредники - фудасеси ("предъявители талонов"), которые брали все неудобства стояния и получения на себя и за небольшую комиссию притаскивали рис прямо к самураю на дом. А поскольку бОльшую часть своего пайка самураи всё равно продавали (в хозяйстве надо было не только есть), они же брались его реализовывать, опять же за комиссию комиссию. Ну а самым нетерпеливым воинам фудасеси могли дать денег сразу - в долг под проценты в счет будущего жалования... Естественно, что получаемый в итоге этих операций рис они продавали на свободном рынке совсем по другим расценкам. Вот так появились самые богатые люди в токугавском Ниппоне - торговцы рисом.


Оные мешки и есть те самые - по одному коку риса

Самураи часто не оставались в долгу - многие из них, несмотря на расписки, в день выдачи умудрялись получить свой рис раньше посредника и ускакать в поместье, куда "наглый простолюдин" не рисковал заявиться, ведь "благородный господин" мог просто зарубить любого, кто ему "выказал неуважение". Купцам оставалось жаловаться в бакуфу - так что в 1766 году был принят закон о том, что самураи лишаются права лично получать свой паек и могут делать это только через официально зарегистрированных и получивших лицензию фудасеси. Бабло в очередной раз победило зло... Впрочем, и указы о списании самурайских долгов, накопившихся у них перед торговцами, тоже издавались часто - и на сей раз недовольными оказывались "деловые люди".

Ежели самурай "выходил из доверия" кредиторов из-за недобросовестных махинаций с долгами, ему просто отказывали в получении кредита. Но тут снова вмешивался "ниппонский сословный менталитет" - обиженный нанимал ронинов (у них даже было специальное название - кураядоси), которые шли к купцу и "доступно толковали за кредит", держась за рукояти мечей. Пришлось самим торговцам вскоре обзаводиться отрядами своих ронинов-телохранителей - тайданката, которые не просто защищали хозяев от кураядоси, но еще и выбивали "старые проблемные долги"... Вот так рисовые пайки порождали вокруг себя особую криминальную культуру.


Торговая лавка обыкновенная

Естественно, что в такие тесные ряды "хозяинов реальной жизни" была неслабая очередь. Право заниматься рисовыми пайками получали только гоё сенин - самые надежные купцы, у которых была специальная лицензия кабу. Для получения лицензии требовалась справка из гильдии (дза - что-то типа европейских цехов, или кабунакама - компания с монополией на какой-то род деятельности, имевшая своего рода "акции", количество которых определяло влияние и положение торговца в ней) о "добропорядочности", а также большая взятка. Кстати, и внутри самих гильдий дза и кабунакама все перемещения по иерархии тоже сопровождались "подарками" и "подношениями".

Самое же сложное в жизни купца (неважно, чем торговавшего - рисом ли, рыбой, или скобяными изделиями) было... стать купцом. Статус, конечно, передавался по наследству, как и бизнес - старшему сыну, ибо место в гильдии на части не делилось, как и число акций. А вот что делать всем остальным? Идти в ученики, как, кстати, и крестьянам, которых тоже брали на обучение. Карьера сложная - пять лет простым "эй ты, возьми то, принеси это, подмети, убери", причем только за еду и крышу (и безо всякого отпуска). Примерно половина дотягивала до следующих пяти лет, когда "становилось полегче на два попугайских крылышка". И только проторчавший в доме учителя 10 лет становился помощником приказчика (тодай) и получал первое жалованье, плюс право на ежегодный отпуск. Но и на этой должности выдерживали немногие - из отпуска хозяева не вызывали назад тех, кто им не нравился. И только еще через 10 лет самые упертые (примерно один из 100 начинавших учение) получали статус приказчика (банто), стабильный доход, право иметь собственный дом, жену и детей - жизнь удавалась. Свое же дело, накопив денег и став партнером хозяина, могли завести вообще считанные единицы...


Ода Нобутака, превратившийся в Камбэ Нобутаку - главу клана Камбэ (кликабельно)

Но при всей реальной власти, которую давали купцам огромные бабки, их положение в обществе официально оставалось низким - даже крестьяне и ремесленники считались "полезнее" торговцев, стоявших в самом низу официальной иерархии, а любой ронин мог (если имел смелость и наглость не бояться телохранителей) измываться над встречным фудасеси, как хотел. К счастью, ниппонское общество имело реально работающий "социальный лифт" для тех, кто хотел поправить свой статус с помощью денег - институт усыновления. Любая семья могла взять ребенка из другой семьи, который полностью переходил в новый клан, меняя даже фамилию - как, например, младшие сыновья самого Оды Нобунаги (Нобукацу, Хидэкацу и Нобутака, ставшие Китабатакэ Нобукацу, Хасиба Хидэкацу и Камбэ Нобутакой, главами усыновивших их семей). Делалось это обычно при отсутствии наследников мужеска полу, либо при отсутствии со стороны главы семейства доверия физическим и моральным перспективам собственных сыновей.

Ибо любой усыновленный получал все юридические права родного сына (и это в Ниппоне действует до сих пор), вплоть до первородства. Этим и пользовались разорившиеся самураи - они за немалую мзду соглашались брать в дети ребенка торговца, который становился самураем со всеми вытекающими из этого статуса привилегиями. Более того - уже взрослые и состоявшиеся купцы часто становились приемными сыновьями самураев, которые вообще им самим в дети годились (на эту тему было даже немало "острой социальной сатиры"). А если у бедного воина была дочь, проблема решалась "вообще чисто автоматом" - согласно обычаю мукоёси (типа примака) ее муж брал фамилию жены и жил в ее семье, становясь наследником. Многие нынешние торговые ниппонские фирмы, кстати, именно с помощью усыновления сохраняли бизнес в семье - Кэнон, Киккоман, Судзуки, Тоёта.


Пришел день расплаты...

Главная особенность ниппонской торговли периода Эдо состояла в том, что все товары отпускались в долг - купец записывал количество отданного в большую тетрадь (и не дай Б-дда он ее потеряет - кто должны, все простят! кстати, именно поэтому ее делали из толстой дорогой бумаги и писали непромокаемыми чернилами - чтобы во время пожара быстро кинуть в колодец, а потом вынуть), а два (или пять - у кого как) раза в год наступал "день расплаты", когда торговец, либо его приказчики, ходили и собирали долги. В принципе, можно было "пропасть" на этот день и спокойно жить далее - вне оных выбивать "просрочку" принято не было (снова низкий статус торговца - могли и побить, и послать), особенно на новый год. Но вот больше в долг уже не дадут - так что "финт ушами" был тактикой эффективной, однако одноразовой...

Поэтому-то в 1673 году торговец Мицуи Такатоси и произвел революцию - он открыл лавку тканей в Эдо, где товары продавались значительно дешевле, но с условием расчета на месте наличными. "Ниппонские бабки" были довольны и валили толпами - налетай, падешевелла! А Мицуи каждый день огребал наличку, которую можно было пускать в дело, а не ждать полгода. Торговля настолько пошла, что "Исэя" (название лавки Мицуи) превратилась в первую в Ниппоне торговую сеть с самым широким ассортиментом (в основном продуктовым). Дошло до того, что практически все конкуренты этой сети в Эдо XIX века сперли название "Исэя" (копирайта-то не было!), чтобы заманивать покупателей. А универмаг на месте той лавки - до сих пор самый известный в Токио.

Tags: Укиё
Subscribe

Posts from This Journal “Укиё” Tag

  • Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)

    Чем развлечься на досуге? Естественно, даже в период Эдо далеко не все ниппонцы были готовы тратить свой досуг на то, чтобы часами следить за…

  • Жизнь в стиле укиё - 19

    Мы пойдем каким путем? Ниппонцы эпохи Эдо были как я - фанатами контроля, и всё стремились "делать правильно". Дабы не…

  • Жизнь в стиле укиё - 18

    Искусство строить слоги Естественно, раз уж зашел разговор о ниппонских развлечениях, логично поговорить о "высоком искусстве", начав с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments