qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Category:

Жизнь в стиле укиё - 4

Сёгунат сверху донизу (окончание)

Ниппонское общество периода Эдо четко делилось на четыре сословия - воины, ремесленники, торговцы и крестьяне. Это, как и многое другое в Ниппоне, было честно скопипищено из Древнего Китая, где люди делились ровно на те же группы себя. Вплоть до XVII века, то есть сёгуната Токугава, сословные рамки были "довольно проницаемы" - потому что постоянные войны постоянно требовали новых воинов, и сложилась большая и сильно отличавшаяся от "обычных простолюдинов" группа асигару (рядовых пехотинцев, "пушечного мяса"), многие из которых становились самураями и достигали высоких должностей. Например, кампаку (регент - как раз из-за неблагородного происхождения он и не мог носить титул сёгуна) Тоётоми Хидэёси, который родился обычным крестьянином (пусть и, как считают некоторые историки, зажиточным) Хиёсимару - как и положено, вообще без фамилии, и начинал у Нобунаги простым асигару. Однако окончание войн и объединение страны сделало такие "карьерные взлеты" ненужными - теперь Ниппону требовались именно крестьяне, чтобы кормить привилегированное сословие, рамки которого и были окончательно и жестко закреплены.


Тоётоми Хидэёси

Про самураев, торговцев, ремесленников и крестьян рассказы впереди будут отдельные. Впрочем, существовали и "внесословные люди", делившиеся на две большие группы - уважаемые и презираемые. К первой относились врачи, учителя, священники и прочие "люди свободных профессий", которые не были ни воинами, ни земледельцами, ни торговцами или ремесленниками, и потому "жили просто так" - их уважали, и они имели довольно высокий статус, но ни к какому сословию формально не относились (это было возможно, ибо ремесло они передавали по наследству, либо же усыновляя кого-либо). Другую "внекастовую" группу составляли неприкасаемые - эта и хэнин, люди, "изгнанные за рамки" (обычно за преступления, но статус был наследственный, и многим просто не повезло так родиться), выполнявшие только самую грязную с точки зрения буддистов работу, связанную со смертью: забивали скот, готовили казни, убирали трупы погибших горожан и пр. У них тоже была своя иерархия - эта считались выше хэнин, а во главе всех неприкасаемых, обитавших в специальных городских кварталах, стоял род Дандзаэмон из [квартала] Асакуса. В 1868 году за "долгую безупречную службу" 13-й глава оного клана даже сделал неслыханную для неприкасаемых карьеру - получил права полноценного гражданина. Кстати, в современном Ниппоне статусы эта и хэнин формально отменены, но их потомки до сих пор считаются в обществе "неполноценными людьми", и существует неслабая дискриминация, борьба с которой - одна из наиболее острых социальных проблем нынешней Японии.

В XVII веке в число неприкасаемых входили и калеки, но позднее они обособились, подмяв под себя некоторые "отрасли сервиса". Например, инвалиды становились ростовщиками, причем весьма безжалостными и ненавидимыми, или же балаганными и цирковыми артистами (ну, "цирк уродов" - это и в просвещенных Эуропах только совсем недавно исчезло). Особую группу составляли слепые - они занимались массажем (мануальной терапией), музыкой и врачеванием (в основном "народным траволечением"). Все калеки были очень "сословно солидарны", поддерживая друг друга. Слепые, например, входили в особую гильдию Тодозда, участники которой делились на четыре ранга. Кстати, низшим рангом был массажист дзато, и это же слово на слэнге обозначало слепого вообще, так что знаменитый незрячий герой ниппонских боевиков Дзато Ити (а не Затойчи, как пытаются упрямо произносить невежественные южные варвары) - "всего-навсего" Слепой [массажист] Ити. Хотя все истории о незрячих "кинжальщиках" и "мечниках" - это фантазии чистой воды, причем довольно поздние.


Про слепых мечников - всё это рассказки...

И еще об одной вещи необходимо упомянуть, говоря о государственном и общественном строе Ниппона периода Эдо - сакоку ("страна на цепи"). Такое название получила политика изоляции ото всех контактов с иностранными державами. Еще в начале XVII века ниппонцы бойко торговали с Соединенными Провинциями, Португалией и Испанией, покупая свои любимые пушки и ружья, которые обменивали на серебро, золото и рабов. Однако вскоре выяснилось, что пронырливые намбадзины ("южные варвары" - так называли португальцев и испанцев, приплывавших с Индонезии и Филиппин) толпищами обращают в свою верю аборигенов острова Кюсю, причем не мелочатся - в христиане подавались целые даймё, крещение которых автоматически влекло за собой переход в новую веру всех их подданных. Так что сёгуны Токугава не хуже своих эуропейских коллег понимали важность и опасность чуждой идеологии, и принимали указы, запрещавшие миссионерскую деятельность, а в конце концов - и само исповедание чуждой религии.

Ну а после подавления восстания в 1637-1638 годах на полуострове Симабара, когда было казнено 37 000 человек, христианство было запрещено под страхом смертной казни (подозреваемые проходили проверку топтанием креста), а виновные в этом "тлетворном влиянии запада" гайкокудзины ("люди из внешних стран", сокращенно гайдзины - "люди извне") изгонялись из Ниппона и все торговые и прочие сношения с ними запрещались. (К слову, некоторая часть особо упоротых упорных ниппонцев продолжали верить в Христа и Марию конспиративно - стали криптохристианами, дожившими-таки до нынешних дней, когда смогли выйти из подполья.) Пострадали и совсем даже не ведшие миссионерскую деятельность жадные комодзины ("красные люди" - голландцы и англичане), хотя в итоге именно голландцам, помогавшим истребить повстанцев в Симабара (для кальвинистов все они были "католическими собаками" - ох уж эти загадочные гайдзинские души, ниппонцам их не понять...) позволили оставить одну-единственную факторию - сперва в Хурадо, а затем в Нагасаки.


Остров Дэдзима (вельми кликабельно)

Чиновники бакуфу нашли весьма остроумный способ соблюсть указ сёгуна о том, что ногам варваров запрещается вступать на священную землю Ниппона - они насыпали в гавани Нагасаки искусственный остров 120 на 75 метров, обнесенный стеной и запирающийся воротами, где разрешили полтора-двум десяткам служащих нидерландской ОИК построить десятка полтора зданий, жить там, принимать там свои (с 1671 года - не более пяти кораблей в год, а с 1715 года - всего два) и торговать товарами, сгруженными с них. Всеми делами с факторией на Дэдзиме занималась специальная правительственная корпорация, и весь доход, соответственно, шел в сёгунскую казну.

Однако даже такая жутко кастрированная "форточка в Эуропу" способствовала тому, что за два века владычества династии Токугава в Ниппон попало и было переведено примерно 10 000 голландских книг, и появилось даже целое новое ученое течение - рангаку ("голландские знания"), прежде всего касавшееся медицины и точных наук. Кстати, переводчики, общавшиеся с обитателями фактории, тоже составляли наследственную корпорацию. Но кроме них и специальных чиновников на Дэдзиму пускали только проституток, о чем напоминала специальная надпись над воротами. В XVIII веке "прижим" был несколько ослаблен, и голландцам разрешали несколько раз в год посещать "веселые кварталы" в Нагасаки. Но ежели от такой связи рождался ребенок, ему с матерью позволяли жить в доме отца, однако по достижении определенного возраста делали "настоящим ниппонцем" и на остров уже не допускали.


Голландцы на Дэдзиме от нефиг делать со своими ниппонками обзирают окрестности (кликабельно)

К слову, от Китая Ниппон не изолировался - ибо Китай как "культурно-духовный податель всех скреп" никак не мог был быть заселен варварами. Но торговля с ним постоянно была омрачена дипломатическими препятствиями. Китайские императоры никогда не соглашались признавать никого из иностранных правителей равными себе - тем более каких-то там "полководцев, сражающихся с варварами" хрен знает где. Чтобы полноценно общаться с Пекином, в том числе и торговать, надо было официально признать себя земляным червяком, отдающимся на волю "великого сына неба" и его верным рабом. Естественно, что у гордых самураев именно с этим и были самые большие трудности. Некоторые сёгуны как-то изворачивались при помощи уловок, "трудностей перевода" в дипломатических документах и откровенного вранья, но периодически происходили новые обострения, так что полноценной постоянной торговли с Китаем не было - так, урывками, из-под полы и "периодически прерываясь"...

Tags: Укиё
Subscribe

Posts from This Journal “Укиё” Tag

  • Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)

    Чем развлечься на досуге? Естественно, даже в период Эдо далеко не все ниппонцы были готовы тратить свой досуг на то, чтобы часами следить за…

  • Жизнь в стиле укиё - 19

    Мы пойдем каким путем? Ниппонцы эпохи Эдо были как я - фанатами контроля, и всё стремились "делать правильно". Дабы не…

  • Жизнь в стиле укиё - 18

    Искусство строить слоги Естественно, раз уж зашел разговор о ниппонских развлечениях, логично поговорить о "высоком искусстве", начав с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments