qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Жизнь в стиле укиё - 3

Сёгунат сверху донизу (начало)

Сегодня - о государственном устройстве Ниппона эпохи Эдо. На вершине пищевой цепи и во главе государства одновременно находились два человека - тэнно (император) и сёгун (глава исполнительной власти), и функции их были сильно разными, как и роль в сознании самих ниппонцев. Правящая династия не прерывалась с доисторических времен (с эпохи Ямато как минимум), и потому уже довольно много веков назад тэнно стал фигурой на 146% сакральной, символической и... несвободной. Вся жизнь его была расписана по соответствующим ритуалам, и буквально ни одной свободной минуты не было - а точнее, не было ни одного ритуала, который бы позволял монарху "делать что-то от себя и для себя". Потому, собственно, еще в средние века появился институт дайдзё-тэнно ("император, уступивший трон") - отрекшиеся монархи, обычно принявшие буддийские монашеские обеты (что уже не позволяло им участвовать в синтоистских церемониях) и удалившиеся "за город" (в специальную усадьбу). Вот у них появлялось время на разные "левые дела", типа вмешательства в интриги и политику - поскольку свой религиозный и моральный авторитет они сохраняли пожизненно. Хотя даже они ничем, кроме морального авторитета, в качестве реальной силы не обладали. Но, как показала эпоха падения сёгуната, при фанатичной любви ниппонцев к своим тэнно и этого в итоге оказалось достаточно...


Го-Ёдзэй - первый дайдзё-тэнно (с 1611 года) периода Эдо

При тэнно, обитавшем в Киото (и никуда оттуда не выезжавшем), был, естественно, двор, который составляли представители немногих (несколько десятков) аристократических семей, занимавших наследственные должности (за этими семьями и закрепленные). В основном это были потомки императорской династии, ибо после третьего поколения они теряли статус принцев и становились кугё - так, собственно, придворную аристократию и называли. Это были абсолютные дармоеды, ибо занимались только участием в тех же самых церемониях, что и тэнно, и содержавшиеся (как и сам монарх) целиком за государственный счет (хотя тем, кому хотел, сёгун мог с "байского плеча" пожаловать поместьица). Группировались они обычно в двух конторах - Да[й]дзёкан (Палата большого государственного совета - бывшее правительство Ниппона, выполнявшее после перехода реальной власти в руки сёгунов чисто декоративные функции) и Дзингикан (Палата по делам земных и небесных божеств - вот этому ведомству было чем заняться, ибо оно отвечало за всю государственную религию синто). Кугё тоже пользовались "моральным авторитетом", и представители высшей военной знати сёгуната любили жениться на их дочерях.

Но, конечно же, реальная власть в стране принадлежала сёгуну - точнее, сэйи-тайсёгуну ("великий полководец, побеждающий варваров"). Так еще в средневековом Ниппоне называли главнокомандующего - сперва назначаемых тэнно на один или несколько походов, а с конца XII века сделавших этот титул наследственным и передававшим его в одной семье. Первой династией сёгунов стали Минамото, на смену им пришли Асикага, а спустя некоторое время (после "выпиливания" этой династии при Ода Нобунаге) сёгунами стали Токугава. По традиции, они обитали не в императорской столице Киото (кроме Асикага, обосновавшихся в пригороде Муромати - потому время их правления называют "период Муромати") - Минамото расположились в рыбацкой деревушке (ставшей городом) Камакура ("период Камакура"), а Токугава, как уже было сказано, выбрали Эдо (будущий Токио). Сие, кстати, неслучайно - самые сильные самурайские кланы обитали на востоке острова Хонсю, на бывшей военной границе с варварами эмиси (эбису), и их надо было контролировать, "не отходя от кассы". Военная ставка сёгуна (сперва временная, затем постоянная) называлась бакуфу, и постепенно это слово стало обозначать всё правительство страны - и место, где оно обитало, и людей, в него входивших.


План замка сёгунов Токугава в Эдо (кликабельно)

Сёгун был главным феодалом в Ниппоне, ибо исторически победил всех, кто ему сопротивлялся и вынужден был подчиниться. Этих вассалов-князей называли даймё (большое имя), и они у себя в землях были "как сёгун", высшей военной и административной властью. Таковыми считались только те, чей доход превышал 100 000 коку (мера веса, равная 180,39 литра) риса, ибо ежегодный доход считали в количестве собираемого с полей урожая, и это стало своего рода расчетной единицей, в которой и жалованье выдавали. Ставка даймё (и его правительство - по аналогии с бакуфу) называлась хан, потому система управления, при которой ханы подчинялись бакуфу - бакухан. Статус даймё, как и их владения, передавался по наследству, но имел ряд тяжких обременений. Например, надо было содержать собственный двор в Эдо и жить там год через год - а когда даймё сам не жил в столице, там жили некоторые его сыновья и жены как заложники. Постоянные переезды требовали больших расходов, и это делалось вполне сознательно - чтобы даймё не копили средства для восстаний супротив сёгуна. В зависимости от числа коку в доходе прилагалась и прописанная в цифрах свита - так что копеечка влетала в итоге немалая...

Среди даймё была своя иерархия, и она "не совсем" совпадала с количеством доходов. Самыми влиятельными считались госанкэ (Токугава Госанкэ - Три дома Токугава), ведших происхождение от младших сыновей первого сёгуна Токугава Иэясу. Их еще называли дома Овари, Кии и Мито - по названиям провинций, где они держали свои ханы. Теоретически они считались в очереди наследования титула сёгуна, если прямое потомство старшей линии прервется, и на самом деле представители домов Кии и Мито ближе к концу периода Эдо побывали во главе бакуфу (наследование не было жестким по старшинству, сёгун имел право выбрать себе преемника из ближайшей родни). Далее по рангу следовали симпан даймё - потомки других ветвей дома Токугава (теоретически в них входили и госанкэ, но "некоторые животные равнее"). Затем следовали фудай даймё ("исконные") - потомки вассалов, служивших роду Токугава (или даже Мацудайра) до сражения при Сэкигахаре в 1600 году, исход которого и отдал власть над Ниппоном в руки оного семейства. "Замыкали круг" тодзама даймё ("внешние") - те, кто присягнул на верность Токугава после сражения при Сэкигахара (а в большинстве своем и сражавшиеся против него в оной битве). Эти имели "поражение в правах" и всегда считались "неблагонадежными" - что, в итоге, и подтвердили, ибо крах сёгуната начался силами ханов Сацума, Тоса и Тёсю, самых "махровых тодзама".


Моны (родовые гербы) даймё Сацума, Мори и Ямаути, правителей ханов Сацума, Тоса и Тёсю

"Вассал моего вассала", то есть, землевладельцы, подчинявшиеся даймё (ведь японское землевладение было феодальным - владеющий землей должен был и сам приходить "оружно", и воинов приводить, которым тоже "платили землей"), носили наименование сэмё. "Еще более мелких" владельцев звали байсин и дан. Не все, кстати, самураи владели землей - многие служили своему даймё за жалование (исчислявшееся в тех же коку риса, но его могли выдавать и деньгами по курсу). Среди таких выделялись гокэнин - самураи, лично служившие сёгуну, которые и оккупировали среднюю и низшую ступени государственного управления в столице и провинциях, ибо при каждом хане была еще и резиденция "постоянных контролеров", докладывавших о происшествиях в бакуфу. В период Эдо насчитывалось 17 000 гокэнин, и теоретически в случае войны они должны были составить личную армию сёгуна. Среди них тоже выделялась особая группа - хатамото (буквально "под знаменами"), имевшие право просить аудиенции лично у сёгуна и носить в его присутствии оружие (всем остальным, даже, а то и особенно, даймё, сие строго запрещалось, и за нарушение этого правила полагалось обязательное сёппуку) и на войне составлявшие его гвардию.

Tags: Укиё
Subscribe

Posts from This Journal “Укиё” Tag

  • Жизнь в стиле укиё - 20 (финал сезона)

    Чем развлечься на досуге? Естественно, даже в период Эдо далеко не все ниппонцы были готовы тратить свой досуг на то, чтобы часами следить за…

  • Жизнь в стиле укиё - 19

    Мы пойдем каким путем? Ниппонцы эпохи Эдо были как я - фанатами контроля, и всё стремились "делать правильно". Дабы не…

  • Жизнь в стиле укиё - 18

    Искусство строить слоги Естественно, раз уж зашел разговор о ниппонских развлечениях, логично поговорить о "высоком искусстве", начав с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments