qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Жизнь в стиле укиё

Мир, покой и укиё

Историю Японии традиционно принято делить на периоды, которые отражают особенности развития общества на каком-то этапе. От "самой древности" до VI века н.э. - эра Гэнси, в которую входят период без названия (ибо просто палеолит - 30-10 000 лет до н.э.), Дзёмон (10 000 лет до н.э. - 300 год до н.э.), Яёй (300 год до н.э. - 250 год н.э.) и Кофун (250-536). Далее следует эра Кодай с периодами Асука (536-710), Нара (710-794) и Хэйан (794-1185). Затем эра Тюсэй с периодами Камакура (1185-1333), [Реставрации] Кэмму (1333-1336) и Муромати (включает подпериоды Намбокутё 1336-1392 и Сэнгоку 1467-1573). Далее следует эра Кэнсей с периодами Адзути-Момояма (1573-1603) и Токугава (включает в себя подпериод Бакумацу 1853-1868). Затем идет эра Киндай с периодами Мэйдзи (1868-1812), Тайсё (1912-1926) и Сёва (1926-1945). Нынешняя эра - Гэндай, с периодами Сёва (поскольку продолжалось правление императора Хирохито - продолжался и его период, но проигрыш ВМВ не мог не отразиться на всём - 1945-1989), Хэйсэй (1989-2019) и нынешним Рэйва. Всё, что с Яёй до Токугава, было мною описано в сериЯлах "Ветхая Ниппония", "Минамотиада" и "Воистину Дзидай" (все гуглятся по тэгу "Ниппонцы").


Картина "Большая волна в Канагава" Хокусая - визитная карточка Японии периода Эдо и стиля укиё-э

Период, о котором пойдет речь в дальнейших сериях - Токугава, он получил свое название от династии, которая с 1603 года занимала наследственный пост сэйи-тайсёгуна ("великого полководца, побеждающего варваров"). Оный титул с XII века означал постоянного главнокомандующего всея ниппонских войск, а фактически - главу правительства, и значил в государстве намного больше, чем сам тэнно (для неграмотных гайдзинов - император). Первым сёгуном Токугава стал Иэясу, последним - сложивший с себя полномочия в 1868 году Токугава Ёсинобу, то бишь, династия оная правила в Японии более 250 лет. Другое название этого же периода - Эдо, ибо так назывался город, где находилась ставка сёгунов Токугава, то есть, бывший фактической столицей Японии в XVII-XIX веках (официально-религиозная столица, где обитали тэнно и его двор, оставалось в Кёто, или, в не очень правильной, но сложившейся русской трации - Киото). Кстати, после падения сёгуната и наступление эры Киндай и периода Мэйдзи, государственная столица осталась в Эдо, но сам город переименовали, не став особо заморачиваться - в Токё, ака Токио, под каковым названием он нам до сих пор и известен.

Период Токугава (Эдо) уникален тем, что многие вещи в нем случились впервые в истории Японии - они же и стали определяющими для него. Во-первых, не было абсолютно никаких войн - ни с внешними врагами, ни с внутренними, два с половиной века мира и покоя, которые, естественно, привели к росту населения, экономики, бюрократии и расцвету культуры. Это же, кстати, способствовало окончательному оформлению идеологии японского традиционализма - все эти знаменитые "трактаты о настоящих самураях" и "кодексы поведения воинов" (включая и сочинения, оформившие, наконец, каноны знаменитого бусидо - "пути воина", правил самурайской жизни), были написаны именно в период Эдо, когда сами буси перестали воевать, и делать им особо стало нечего, кроме писания буков. Во-вторых, Япония окончательно закрылась от внешнего мира, взяв на вооружение доктрину изоляционизма (хотя всё те же буси, сидевшие без дела, постоянно сочиняли проекты завоевания Филиппин или Тайваня) и запретив все религии и философии, отличные от официальных. Развивается и наука - как традиционная (в основном философия и этика), так и новая (так называемое "голландское знание", основанное на переводах голландских научных книг, доступных в фактории Дэдзима, единственной разрешенной иностранной торговой точке в Японии).


Типичная гравюра в стиле укиё-э (кликабельно)

Ну а в-третьих, длительный период мира и относительного процветания привел к тому, что обеспеченные слои населения - верхушка самурайства и зажиточные горожане - отвлеклись от вечной борьбы за выживание и получили время и средства, которые можно было потратить на "маленькие земные радости". Появился интерес к "мимолетностям жизни", который отразился в создании стиля живописи и литературы, получившего название укиё-э. Это слово имело два значения - буквальное, которое можно передать как "картины меняющегося мира", и звукоподражательное (звучащее так же, но записываемое другими иероглифами, то есть являющееся омофоном, "одинаково звучащим с другим словом") "мир скорби", традиционное буддийское обозначение всего мирского в смысле "суета сует". Общий смысл - "мимолетный суетный мир, увлекающий своими соблазнами".

Главным для произведений в стиле укиё-э стало изображение предметов и ситуаций, прежде не привлекавших людей искусства. Нет, картины с героическими самураями и всякими судьбоносными событиями продолжали рисовать, но наряду с суровыми буси героями гравюр, книг и пьес народного театра (всех его видов) становятся такие "негероические" люди, как влюбленные парочки, куртизанки, артисты (того же театра), дети, животные. Расцветает пейзажная живопись (см. ту же "Большую волну" выше), анималистическая, а техника изготовления гравюр и оттисков с них позволяет создавать одну из первых в мировой истории массовых культур. Манга и аниме происходят по прямой линии от "сериальных" гравюр укиё-э, где изображения дополнялись текстом, то есть являлись своего рода протокомиксом. Появляется и само понятие "красивой жизни", как то, что одни осуждают, а другие к этому стремятся - женщины из "веселых кварталов", театр, дружеские попойки (причем особенности японских развлечений позволяли совмещать все эти вещи), наслаждение красотой (природы, произведений искусства) и пр.


Снова Хокусай, гравюра "Южный ветер, ясный день" - вид на гору Фудзи, еще одна визитная карточка периода Эдо и стиля укиё-э

И самое главное - именно в период Эдо японцы сформировались как единая нация и получили свои нынешние "уникальные черты", от работы по пожизненному контракту до якудзы. Практически всё, что принято называть "японскими традициями" и "национальным характером", а также бОльшая часть культуры (как материальной, так и духовной) возникли именно в период Эдо, при династии Токугава, и потом лишь трансформировались под влиянием внешних изменений, принимая новые формы, но сохраняя старое содержание. Так что, в некотором смысле, японцы до сих пор живут в "меняющемся мире", к которому неплохо приспособились...

Tags: Укиё
Subscribe

Posts from This Journal “Укиё” Tag

  • Жизнь в стиле укиё - 6

    Профиты и гешефты Все самураи, кроме ронинов, получали рисовый паек. Который выдавался три раза в год с правительственных складов, куда свозили…

  • Жизнь в стиле укиё - 5

    Воин выбирает смерть Главным сословием, а также единственным, кто не платил налогов, были самураи - потомственные военные и госслужащие. В период…

  • Жизнь в стиле укиё - 4

    Сёгунат сверху донизу (окончание) Ниппонское общество периода Эдо четко делилось на четыре сословия - воины, ремесленники, торговцы и крестьяне.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments