qebedo (qebedo) wrote,
qebedo
qebedo

Categories:

Искусство ругаться по-тоскански

Итак, прочел я сборничек переводов отечественного специалиста А. Триандафилиди "Лоренцо Медичи и поэты его круга". И, как обычно, имею что сказать по этому поводу - а вам сильно не повезло про это читать...

Что вы вспоминаете прежде всего при словах "итальянский Ренессанс"? Ой, скажате вы, списком долго - Боттичелли, да Винчи, Микельанджело, Рафаэль, Донателло, Челлини... Всё сплошь художники и скульпторы. Редко кто дойдет до литературы, да и там будут в основном прозаики - Бокаччо, Макьявелли, Челлини (ой, он, получается, еще и книжку написал?). О поэзии итальянского Ренессанса средний россиянин знает чуть более чем ничего - кажется, кто-то из художников (Микельанджело, или Леонардо?) писал стихи... Вот и всё - никто не в состоянии даже ответить на вопрос, один ли и тот же человек Ариосто и Аретино? И это притом, что английских, французских и испанских поэтов Ренессанса - которые учились всему у итальянцев - еще в СССР охотно переводили. Но вот с самими итальянцами - беда...

Автор переводов сборника решил решать проблему по частям. Он взял "узкое место и узкое время" - Флоренцию второй половины XV века, времен правления диктатора Лоренцо де Медичи Великолепного. И ограничился всего тремя авторами - самим Лоренцо и двумя его близкими друзьями и соратниками Анджело Полициано и Луиджи Пульчи. До этого места всё довольно логично - двое последних на самом деле были "большими поэтами", а Медичи просто "очень известная персона". Но потом почему-то начался перекос - переводчик задался целью доказать нам, что самым большим поэтом из них был именно Лоренцо Медичи, а оба других "работали на подхвате". Ибо именно в такой пропорции составил сборник - половину заняли стихи "босса", другую половину - обоих "клевретов". Увы, но познакомившись со всеми предоставленными нашему вниманию произщведениями, я вынужден с составителем не согласиться. По гамбургскому счету моему ИМХО самый оригинальный и интересный автор - Пульчи, затем Полициано, а уже потом Медичи. Впрочем, по порядку...

Творчество Лоренцо Великолепного представлено "со всех сторон" - сонеты, две эклоги, три поэмы и цикл песен. Сонеты как форму короткого стихотворения, придуманного в Италии еще в XIII веке, сочиняли все, кто умел тогда писать - так что на фоне Петрарки, Данте, того же Пульчи, а позднее Аретино и Марино, сонеты Лоренцо Медичи выглядят "средними по больнице", "такого добра на телевидении навалом". Эклоги как жанр лично я всей душой ненавижу, и только очень мощным талантам удается преодолеть сию ненависть (например, Бокаже), и, опять же, сер Лоренцо не в их числе. Немного лучше с поэмами - "Ненча из Барберино" так "вполне себе ничего", удачно балансирует на грани пошлости и "проостонародности" (представляя собой "нежные как топор" излияния некоего батрака по поводу своей любимой пастушки - откровенную пародию на те же эклоги). А вот "Пир пьяниц" подкачал - несмотря на "насыщенность аллюзиями из Данте", о которой столько написал в предисловии г-н Триандафилиди, я увидел всего лишь довольно скучную попытку поострить насчет неких знакомых флорентийцам персонажей, изображенных довольно плоско (упор "сатиры" на пьянство, обжорство, красные носы, висячие задницы и физические недостатки). Ну а "Амбра" - на мифологический сюжет (о преследовании речным богом нимфы "на сексуальной почве" и превращении ее в скалу), написанная слишком уж холодно, как по мне.Ну и "Карнавальные песни" - неплохи, все построены на том, что их можно "прочитать в неприличном смысле про секс", даже если это описание процесса выпечки булочек.

 Вообще, это отличительная особенность стихов Лоренцо Медичи - они слишком искусственные и "из головы", без достаточной души и воображения. Потому что вот уже Полициано в поэме "Стансы на турнир" (по поводу победы в оном брата Лоренцо, Джульяно Медичи) тоже использует мифологические образы - нимфы (в виде которой выведена возлюбленная Джульяно, Симонетта Веспуччи - знаменитая Венера с картины Боттичелли), Амур, Венера, Марс и пр. Но у него "включается воображение поэта" - громоздкие картины и описания (дворца Венеры) за счет красноречивых многословных периодов и "плетения словами" читаются легче и интереснее.

Самое же лучшее, на мой взгляд, в сборнике - стихи Пульчи. Он, конечно, прежде всего - автор "Морганта", огромного ирои-комического эпоса, пародирующего французские эпические песни о подвигах рыцарей Карла Великого, так на русский язык никем и не переведенного. Но и в малых формах "Талант не спрячешь". Поэмка "Бекка из Дикомано" - пародия на грани глумления (хоть и дружеская) над "Ненчей из Барберино", в которой предмет страсти крестьянина ну вообще гротескный (усата-бородата, хромая, толстая и низкая). "Канцона" - стихотворение, где Пульчи показывает, что "тоже умеет красивости ваши". Но вот в сонетах он раскрывается танцем. Во-первых, это особая форма сонетов - хвостатые, где к обычным 14 строчкам приделываются еще 6 или более, что позволяет "сказать больше". Во-вторых, все без исключения (крооме последнего, славящего архангела Гавриила) сонеты - откровенный глум и поношение тех, о ком в них идет речь. Особенно досталось некоему Маттео Франко, недругу Пульчи - не стесняясь всех слов тосканского наречия, даже самых сортирных, поэт обливает оппонента ушатами помоев и ведрами нечистот. В общем, виртуозные "неприличные выражения" стихами - даром что Пульчи считается одним из родителей жанра бурлеска.

Итого, сборник любопытный и представляющий пытливому читателю все грани тосканской поэзии второй половины XV века. Нужно ли его читать? Если любите поэзию Италии эпохи Ренессанса... Ну, или хотите вообще что-то о ней узнать.



Tags: Рытературное, книжки
Subscribe

Posts from This Journal “книжки” Tag

  • Жизнь замечательного садиста

    А я говорил? Я пЕрдупЕрждал! Ну вот, вес взят - в серии " ЖЗЛ" вышла книжка про "очень замечательного человека" Дракулу... Колы ж…

  • Семь пулек, как в Сараеве

    Прочитал я книжицу " Гаврило Принцип" из серии " ЖЗЛ". Человек-автор Е. Матонин попробовал живописать полотно на тему одного из…

  • Горшок, полный Ирландии

    В конце XIX - начале ХХ века в Ирландии случилось Гэльское возрождение. На волне борьбы за хомруль ( Home Rule movement - движение за автономию…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments